- Прогнозы, Статьи дня, Экономика

А на десерт — повышение цен или почему россиянам придётся несладко

Производители шоколада готовят несладкий подарок к Новому Году. По оценкам аналитиков, плитки и конфеты в России могут подорожать примерно на 15 процентов. Эксперты считают, что компании сильно рискуют, ведь из-за ценовых колебаний спрос на шоколад сейчас самый низкий за последние четыре года.

Сырьё для производства шоколада на глобальных рынках начало резко дорожать еще в прошлом году из-за неурожая в Кот д’Ивуаре и Гане. Эти страны обеспечивают половину мировой потребности в какао-бобах. Летом 2016 года цены на сырье пробили тридцатилетний максимум.

Российские любители сладкого ощутили мировые тренды на себе. За последние два года шоколад и конфеты подорожали на 50-60 процентов. И это не предел, — считает директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. Хотя видимых причин для повышения в рознице нет: после резкого подъёма цены на какао-бобы на мировом рынке пошли вниз. «Сейчас рост цен носит уже скорее инерционный характер, но все равно он будет примерно на уровне 15% в конце года», — прогнозирует Никитина.

Производители же заявляют, что шоколадки в рознице в последние два года дорожали медленнее, чем фьючерсы на какао-бобы, и сохранять этот показатель больше не получится.

Сдерживать цены на шоколад российским производителям помогали хитрости с рецептурой. В последнее время в магазинах все чаще можно встретить необычный шоколад. Классические сладкие плитки уступают место кислым, соленым. Среди начинок не только фрукты, но и овощи и даже водоросли. Эксперты рынка видят в этом не заботу шоколатье о разнообразии ассортимента, а хорошую работу экономистов и маркетологов. Производители заменяют дорогие какао-продукты более дешевыми ингредиентами: начинками, помадками или чем-то еще, говорят в Центре исследования кондитерского рынка. Это позволяет сдержать рост отпускных цен.

Не «шоколадно» сейчас производителям сладкого во всем мире. Даже крупнейшие бренды вынуждены идти на хитрости в борьбе за потребителя. Компания «Тоблерон» в целях экономии изменил классический дизайн плитки на британском рынке, увеличив расстояние между пирамидками. Шоколадки «похудели» на 20-40 граммов, зато цена на них осталась прежней. Вот только вряд ли производитель предполагал, какой удар это нанесет поклонникам сладкого и репутации бренда. Новости о редизайне с негативными комментариями попали в топы мировых информационных агентств. Аналитики назвали этот ход неудачным. Повышение цены на шоколад или изменение рецептуры были бы не так заметны, считают эксперты рынка. Такой стратегии, похоже, придерживаются и отечественные производители.

В отличие от зарубежных коллег российские шоколатье в последние два года находились под двойным давлением. Скачки цен на какао-бобы усугубляла ситуация на внутреннем рынке. Колебания курса рубля болезненно сказались на отрасли, в которой импортозамещение невозможно. В итоге небольшие локальные производители стали уходить с шоколадного рынка, а доля крупных игроков постепенно увеличилась.

Сейчас напряженность на рынке явно снизилась. Падение мировых цен на сырье еще больше подсластила коррекция курса рубля. Однако производители не пойдут на снижение цен в рознице, считают аналитики. Особенно в высокий предновогодний сезон.

Но вот смогут ли компании удержать потребителей – большой вопрос. Из-за повышения цен и снижения реальных доходов россияне и так отказываются от шоколада. Спрос на него опустился на самый низкий уровень за четыре года. Вместо плиток любители сладкого стали покупать более дешевые конфеты, а так же мучные кондитерские изделия с длительными сроками хранения. Возможно, скоро нас ждет новый тренд – новогодние подарки с сухарями и баранками.

Добавить комментарий