- Без рубрики

Андерсон и британские традиционные ценности

Английский национальный характер – результат действия множества факторов. То, что существует на данный момент – сплав, вобравший в себя что-то от многих обитателей острова, от самой природы, от исторических событий. И духовное, и материальное сформировали то, что сейчас мы понимаем под словосочетанием «английский национальный характер».

Фильмы Линдсея Андерсона отражают тот переломный момент в жизни английского общества, когда старые идеалы перестали вдохновлять, а новые еще не появились. Но даже в такой ситуации англичанин все равно остается англичанином, и в героях Андерсона легко найти черты, присущие британскому характеру.

Главный герой фильма «Если…» — революционер, начинающий ницшеанец, рассуждающий о войне, как о главной творческой силе человечества. Но режиссер не идеализирует этот идеал «мученика» — рассуждая о подавлении личности, о типично британском подходе к образованию, он все же в конце заключает, что, если революция в обществе и назрела, делать ее пока некому.

Фильм «Госпиталь «Британия» обнажает недостатки Великобритании 1960-х, и в то же время раскрывает признаки национального характера англичан. Когда мы сегодня смотрим эти фильмы, нам не приходит в голову называть их вызовом обществу, но в те годы многие расценивали творчество Андерсона как попытку покуситься на британские незыблемые ценности. Фильм Андерсона стал звеном в киноцепочке знаковых картин о проблемах европейских школьников, которую начали Жан Виго («Ноль за поведение»), Франсуа Трюффо («Четыреста ударов») и завершил Стэнли Кубрик своей знаковой картиной «Заводной апельсин».

 

 

Добавить комментарий