На сегодняшний день уже никого не удивишь автоматическим управлением транспортом. На самолетах десятки лет используется автопилот, современные поезда в движении также почти не требуют вмешательства машиниста. Однако, когда речь идет о беспилотном управлении грузовыми автомобилями на дорогах общественного пользования – инициатива не может не внушать некоторых опасений.
Стоит отметить, что речь не идет о немедленном запуске на дороги грузовиков-беспилотников. Проект только разрабатывается Минтрансом России совместно с коллегами из Финляндии, и на данный момент достигнуто лишь принципиальное соглашение о сотрудничестве обеих сторон. В качестве тестового полигона выбрана трасса Москва-Санкт-Петербург-Хельсинки, и на ней для проекта будет выделен специальный коридор.
Также между Москвой и Хельсинки идет активное налаживание информационного потока для быстрого обмена метеоданными и информацией о ситуации на дорогах. Учитывая климатические особенности регионов, следует уделять огромное внимание погодному фактору, ведь недостаточная видимость дороги может стать такой же проблемой для сенсоров автопилота, как и для живого водителя. Впоследствии планируется наладить систему сбора и обмена данными между грузовиками.
С социально-экономической точки зрения инициатива выглядит неоднозначно. С одной стороны, автоматизация управления приведет к некоторой экономии, с другой – сократит количество рабочих мест. От тех же сотрудников, что будут привлечены к работе с транспортом нового поколения, потребуется куда более высокая квалификация.
Одним из главных преимуществ нового способа управления станет отсутствие негативных аспектов человеческого фактора. Водитель-человек может отвлечься, потерять контроль над управлением, заснуть за рулем, в конце концов. Робот-водитель лишен подобных недостатков, однако, при возникновении критической ситуации, варианты действия автопилота ограничены алгоритмом заложенной в него программы.
Одной из кандидатур на роль первого беспилотного грузовика России выступает автомобиль, разработку которого ведет автоконцерн КамАЗ. Кроме этого, функцию беспилотного управления планирует добавить ГАЗель в свои небольшие грузовые автомобили линейки Next. В 2017 году в России появятся первые логистические компании, которые будут осуществлять перевозки на таких грузовиках уже внутри страны. Разумеется, водитель-человек также будет находиться за рулем и осуществлять дополнительный контроль над управлением.
Кроме грузовых перевозок, идет активная разработка пассажирского транспорта с автоматическим управлением. Тот же КамАЗ на недавнем Московском автосалоне представил модель автобуса-беспилотника «Шатл». Такой транспорт планируют ввести в эксплуатацию не раньше 2018 года, и, в первое время, только на закрытых территориях.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал 1neof в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://telegram.me/firstneof с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.