- Статьи дня

Билет в высшую лигу для российского авиапрома

Власти твердо решили вернуть авиационной промышленности России место в мировом эшелоне лидеров. Однако на сегодня масштаб проблем столь велик, что пока предпринятые шаги по развитию индустрии сложно считать гарантией успеха.

Со времен выпуска легендарного самолета-бомбардировщика «Илья Муромец» прошел век. В конкурентоспособном авиационном производстве к концу советской эпохи наступил спад, который с развалом СССР перешел в состояние коллапса. О критическом состоянии современного отечественного авиастроения открыто говорит генеральный директор Ассоциации гражданской авиации «Аэропорт» Виктор Горбачев, обвиняя в застое «младореформаторов», которые в сложное для страны время решили «не производить, а купить», загубив все наработки отрасли.

Разойдутся ли грозовые облака над головой российского авиапрома? По заявлению Дмитрия Медведева, «мы ни в коем случае не должны из этой высшей лиги исчезнуть». Высшей лигой председатель Правительства РФ называет сообщество государств с развитым авиастроением, оптимистично включив и Россию в эшелон VIP. Для реализации задачи создания конкурентоспособной на международной арене продукции Медведев пообещал авиапрому поддержку государства.

«Статус лидера мирового авиастроения необходимо вернуть!»

Римский полководец Катон Старший все речи в сенате заканчивал фразой: «Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен». В конечном счете, полумиллионный Карфаген действительно был уничтожен. Мотив настойчивой необходимости, которая должна выкристаллизоваться в результат, звучит и на различных заседаниях по вопросам авиационной промышленности: «Российскому авиапрому необходимо вернуть статус лидера». Но как?

Существует некая стратегия долгосрочного развития, в рамках которой «взращивание» поставщиков авиакомплектующих мирового уровня занимает одну из ключевых позиций. Сегодня практически все авиастроительные предприятия работают по принципу полного цикла, что сказывается и на темпах производства, и на стоимости продукции. С полным текстом «стратегии» Минпромторг пообещал ознакомить широкую аудиторию в мае на regulation.gov.ru. На сегодняшний день текст проекта так и не опубликован.

«Не дадим российский самолет – закупят иностранные»

Зампред правительства РФ Дмитрий Рогозин напоминает о необходимости оснастить авиакомпании «новым российским самолетом». В противном случае – «пойдут закупать иностранные». Зампред вторит словам президента, который еще в мае обратил внимание на сложную ситуацию с транспортировкой пассажиров в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири. «Нам нужен новый самолет», – заявил Владимир Путин, подчеркнув, что имеющиеся ресурсы практически истощены.

На сегодняшний день государство профинансировало разработку двух самолетов – турбовинтового Ил-114 для межкраевых перевозок и МС-21 для магистральных линий. Последний называют «самолетом 21 века» и «огромной победой российских авиастроителей».

Продукт корпорации «Иркут» по своему технологическому оснащению не имеет аналогов. Вероятно, лайнер заменит исчерпавший себя Ту-154 и сможет успешно конкурировать с заграничными Airbus и Boeing. Анонсированный в июне лайнер пройдет проверку на годность в конце 2016 – начале 2017 года. И лишь после этого начнется серийное производство его «полноформатной» версии вместимостью 211 пассажиров и «миниатюрной» модели, которая сможет принять на свой борт до 165 человек.

Станет ли МС-21 «гордостью отечественной авиации», останется ли российский авиапром в высшей лиге – покажет время. На сегодня масштаб проблем слишком велик, чтобы увидеть за горизонтом светлое будущее.

Добавить комментарий