Первый Неофициальный
- Бизнес, Рынок, Статьи дня

Благотворительность или бизнес?

Социальное предпринимательство до сих пор воспринимается неоднозначно: одни считают, что оно не может приносить прибыль, другие – что нельзя брать деньги с социально незащищенных слоев населения, а третьи уверены, что людям должны помогать благотворительные организации, так что смысла в социальном предпринимательстве не больше, чем в дырке от бублика. «Первый Неофициальный» выяснил, так ли это на самом деле, и что представляет из себя социальное предпринимательство в российских реалиях.

Социальное предпринимательство – сравнительно новое для российского общества явление. С одной стороны, это деятельность, направленная на решение разного рода социальных проблем, таких как бедность, бытовое насилие, беспризорность или одиночество престарелых. С другой стороны – это бизнес, основная цель которого заключается в получении прибыли и концентрации капитала.

Показатели социального предпринимательства как отдельного сектора мировой экономики постепенно растут. По данным рейтинга компании Thomson Reuters Foundation лучшие условия для социальных предпринимателей предоставлены в США, Канаде, Великобритании и Сингапуре. Россия заняла в нем 31-е место, опередив Китай, Австрию и Японию. При составлении рейтинга исследователи оценивали возможности для государственной поддержки социального предпринимательства, рентабельность бизнеса, темпы его развития и объем инвестиций.

Тема социального предпринимательства все чаще поднимается в российских СМИ, регулярно появляются новые некоммерческие организации и фонды, возникают первые школы социальных предпринимателей. Большой бизнес постепенно включается в финансирование подобных проектов.

В качестве примера можно привести программу «Мир новых возможностей» компании «Норникель», нацеленную на финансирование стартапов в области социального предпринимательства. Программа реализуется на конкурсной основе, поучаствовать в ней могут все желающие. Конкурс разбит на четыре этапа, по итогам каждого происходит отбор и количество участников сокращается. В финале конкурсанты представляют инвестиционной комиссии бизнес-план, оцениваемый по экономическим показателям и потенциальной эффективности. Основная тематика проектов связана с улучшением городской среды, помощью незащищенным слоям населения и образованием детей.

Помимо финансирования со стороны коммерческих организаций существует возможность получить государственный грант на реализацию социальных проектов. Их экспертизой занимается Агентство стратегических инициатив. Оно распределяет все проекты на три направления: медицина, образование и социальная защита населения. В приоритете – поддержание доступа негосударственных организаций к оказанию услуг в социальной сфере и развитие производства технических средств реабилитации лиц с ограниченными возможностями.

Заместитель директора направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив Антон Яремчук подчеркивает, что на сегодняшний день в России социальное предпринимательство находится в зачаточном состоянии. По его словам, социальные предприниматели составляют не более одного процента от общего числа занятых в социальной сфере. Наибольшее их число сосредоточено в крупных городах.

Часто социальное предпринимательство путают с благотворительностью. Главное отличие состоит в том, что социальное предпринимательство носит возмездный характер, оно рассчитано на продажу определенной продукции или оказание услуг, благодаря чему и возникает прибыль. Благотворительные организации и фонды в свою очередь призваны на безвозмездной основе поддерживать незащищенные слои населения и оказывать поддержку социальным проектам. В России для финансовой поддержки социального бизнеса функционирует фонд региональных социальных программ «Наше будущее», который, помимо всего прочего, оказывает предпринимателям консалтинговые и информационные услуги, а также разрабатывает законодательные инициативы. На конкурсной основе фонд предоставляет беспроцентные займы в размере до 500 000 рублей стартапам и до 10 миллионов рублей действующему бизнесу. За 9 лет работы фонд поддержал 160 проектов, выдав около 390 миллионов рублей в 48 регионах России.

Некоторые социальные проекты не требуют серьезных капиталовложений. Например, в конце сентября краудфандинговая платформа Planeta.ru совместно с Агентством социального развития и Институтом развития интернета открыли интернет-магазин, реализующий продукцию и услуги, предлагаемые социальными предпринимателями. Цель проекта – создание единого рынка сбыта и упрощение форм социальной торговли. Первыми резидентами интернет-магазина стали проекты «Летающие звери», «Антон тут рядом», творческое объединение «Круг», сообщество ЕсоPad. Интересная особенность торговой схемы – возможность приобрести тот или иной товар дороже установленной цены, поддерживая тем самым социального предпринимателя.

Таким образом, на данный момент в российском бизнес-пространстве медленно, но верно складывается прослойка социального предпринимательства. Кажется, что для его развития есть все предпосылки: хорошая финансовая поддержка, простор для реализации, фактическое отсутствие конкуренции. О том, насколько все это реально влияет на создание подобного бизнеса, мы поговорим в следующем материале.

Добавить комментарий