Курсы валют

Биржевой курс
$  57.50
 67.51
  • Первый Неофициальный
    12 октября в 13:52
    «Неофициально» с послом Германии Рюдигером фон Фричем
  • Первый Неофициальный
    30 сентября в 18:03
    «Неофициально» с послом Испании Игнасио Ибаньесом
  • Первый Неофициальный
    9 сентября в 20:18
    «Неофициально» с Александром Калачевым
  • Первый Неофициальный
    7 сентября в 12:45
    «Неофициально» с Максимом Степиным
  • Первый Неофициальный
    30 августа в 12:34
    «Неофициально» с Максимом Баландиным
  • Первый Неофициальный
    7 августа в 12:41
    «Неофициально» с главой «Финпотребсоюза» Игорем Костиковым
  • Первый Неофициальный
    1 августа в 11:50
    «Неофициально» с послом Индии Панкаджем Сараном
  • Первый Неофициальный
    21 июня в 12:25
    «Неофициально» с послом Швейцарии Ивом Россье
  • Первый Неофициальный
    15 июня в 0:19
    «Неофициально» с послом Ирака Хайдаром Мансур Хади
  • Первый Неофициальный
    3 июня в 14:41
    «Неофициально» с послом Сербии Славенко Терзичем
  • Первый Неофициальный
    18 мая в 13:18
    «Неофициально» с Евгением Нониным и Владиславом Тороповым
  • Первый Неофициальный
    24 апреля в 18:46
    «Неофициально» с послом Ганы Кодзо К. Алабо
  • Первый Неофициальный
    19 апреля в 14:47
    «Неофициально» c послом Дании Томасом Винклером
  • Первый Неофициальный
    19 марта в 22:24
    «Неофициально» с Юрием и Кириллом Игошиными
  • Первый Неофициальный
    16 февраля в 14:43
    «Неофициально» с главой города Люберцы Владимиром Ружицким
  • Первый Неофициальный
    9 февраля в 15:36
    «Неофициально» с Ильей Тимошиным
  • Первый Неофициальный
    2 февраля в 17:59
    «Неофициально» с послом Таджикистана Имомуддином Сатторовым
  • Первый Неофициальный
    30 января в 14:56
    «Неофициально» с Ахмедханом Адиловым
  • Первый Неофициальный
    27 января в 15:47
    «Неофициально» с послом Болгарии Бойко Коцевым
  • Первый Неофициальный
    10 января в 0:04
    «Неофициально» с Эдуардом Хусаиновым
  • Первый Неофициальный
    7 января в 13:18
    «Неофициально» с Николаем Федоровым
  • Первый Неофициальный
    5 января в 13:02
    «Неофициально» с Александром Бахтиным
  • Первый Неофициальный
    3 января в 13:59
    «Неофициально» с Алексеем Тищенко
  • Первый Неофициальный
    29 декабря в 15:19
    «Неофициально» с Энрико Колонной
  • Первый Неофициальный
    26 декабря в 13:42
    «Неофициально» с Александром Лебзяком
  • Первый Неофициальный
    24 декабря в 4:04
    Новости на «Первом неофициальном»
  • Первый Неофициальный
    22 декабря в 2:06
    «Неофициально» с Кириллом Подольским
  • Первый неофициальный
    25 ноября в 1:51
    «Неофициально» с Хоакином Пастраной
  • Первый неофициальный
    19 ноября в 22:04
    «Неофициально» с Виктором Самоходкиным и Вячеславом Задорожневым
  • Первый неофициальный
    24 октября в 22:28
    «Неофициально» с Александром Кузьменко
  • 17 октября в 21:04
    «Неофициально» с Послом Бахрейна
  • Первый неофициальный
    14 октября в 23:52
    «Неофициально» с Послом Испании
  • Первый неофициальный
    6 сентября в 18:51
    «Неофициально» с Послом Боливии
  • Первый неофициальный
    5 сентября в 7:30
    «Неофициально» с Екатериной Поповой
  • Первый неофициальный
    21 июля в 17:36
    «Неофициально» с послом Киргизии
  • 6 июля в 18:57
    «Неофициально» с Вели Мамедовым
  • 1 июля в 18:56
    «Неофициально» с послом Кипра
  • 24 мая в 13:31
    «Неофициально» с российским спортсменом Александром Карелиным
  • 23 мая в 22:31
    «Неофициально» с президентом Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым
  • 22 мая в 22:50
    «Неофициально» с послом Узбекистана в России Илхомжоном Нематовым
  • 21 мая в 18:43
    «Неофициально» с экс-послом Италии в России Витторио Клаудио Сурдо
  • 20 мая в 20:21
    «Неофициально» с послом государства Кувейт в России Нассером Х. Аль-Музайаном
  • 19 мая в 18:46
    «Неофициально» с Германом Каплуном
  • 29 июня в 21:23

    Большой малый бизнес

    Екатерина Балаева

    Екатерина Балаева

    Доля малого и среднего бизнеса в экономике России уже превысила 40%, а потенциал МСБ огромен, считает доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Виктор Солнцев. Вопрос в том, что нужно сделать для реализации этих больших возможностей.

    Лучше не мешайте

    В ответ на вопрос о господдержке предприниматели часто говорят: «Лучше просто не мешайте работать». Конечно, всегда есть хорошие примеры успешного развития бизнеса при получении господдержки, но есть и «грантоежки», постоянно обращающиеся за субсидиями и льготами. Если приучить компанию жить за счет государства (точнее, других налогоплательщиков), то такая деятельность может называться «тунеядством» в бизнесе. А проблемы, которые возникают у малого бизнеса из-за «задним числом» введенного распоряжения, постановления, закона, часто решаются за деньги и, как говорится, «на месте». Частые изменения в законодательном поле и правоприменительной практике не способствуют стабильности в сфере предпринимательства.

    Если ставится задача сохранить и развить малое предпринимательство, то в кризис должны быть запущены меры спасения, а не формирование корпораций и комиссий, или придумывание иллюзорных успехов и завуалирования печальных цифр в министерских отчетах о неуклонном росте малого и среднего бизнеса и его серьезной государственной поддержке.

    По мнению самих предпринимателей, к сворачиванию деятельности МСП приводит неблагоприятная среда для развития бизнеса: избыточная налоговая система, административные барьеры, высокие кредитные ставки, частые проверки с расчетами «на месте», а заодно незащищенность эффективного и инвестиционно-привлекательного бизнеса, который можно отнять и поделить…

    Хорошие законы, плохое исполнение

    После выступления президента Владимира Путина о необходимости прекращения количества проверок малые предприниматели зафиксировали фактическое увеличение внеплановых проверок и жесткости служб, как будто все разом решили накинуться на предпринимателей напоследок и наполнить бюджет.

    Как ни странно, наиболее сильно тормозят развитие малого бизнеса и предпринимательства те самые законы, которые призваны стимулировать, по мнению законодателей, деятельность малого бизнеса. Точнее, сами по себе принятые хорошие законы не тормозят, а тормозит их невыполнение или произвольное толкование теми, кто призван их выполнять и поддерживать МСП, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

    Например, недавно созданная Корпорация МСП активно приглашает предпринимателей воспользоваться программами господдержки и системой госзакупок. Была надежда на законы о госзакупках N 44-ФЗ от 05.04.2013 (ред. от 09.03.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и закон N 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Они декларируют, что «заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов МСП с увеличением годового объема обязательных госзакупок у малого и среднего бизнеса в 2015 году до 18%. Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев даже подписал «дорожную карту», которая вводит для госкомпаний квоты по закупке товаров и услуг у малого бизнеса. Согласно этому документу, к 2018 году четверть закупок компаний с госучастием, которые сейчас составляют около 7 трлн руб., должна приходиться на малый бизнес.

    Но «манна небесная», посланная с небес, как-то не спешит на грешную землю, к малым предпринимателям. И, похоже, что не успеет: предприниматели больше не будут идти за Корпорацией МСП с протянутой рукой, тем более, что им еще надо вписаться в Реестр МСП, ведение которого тоже надо будет оплатить из своих налогов. Зато созданные два года назад нулевые компании, часто аффилированные с закупщиками, начинают получать госзаказы по системе «эксклюзивного поставщика» или постоянно побеждают в тендерах.

    Проблемы МСП

    Главная проблема МСП – это создание проблем для их самостоятельного развития, которое возможно и без государственной поддержки, удушающей независимый и свободный малый бизнес в объятиях государства. Неэффективная господдержка только создает дополнительные условия для скрытого лоббирования аффилированных псевдопредприятий-грантоежек и пожирателей субсидий. Конечно, есть примеры успешного сотрудничества в производственно-технологических проектах, по программам развития промышленности. Но их единицы.

    А между тем, в бюджетах муниципалитетов и небольших городов на поддержку МСП выделяются только несколько сотен тысяч рублей, хотя надо несколько сотен миллионов рублей.

    В 2016 году по данным Минэкономразвития, в результате снижения финансирования Федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства субсидии субъектам Российской Федерации значительно сокращены по сравнению с 2015 годом (примерно на 56%) и составят уже 11,1 млрд рублей, или уже менее 2,5 тысяч рублей на одно предприятие. Понимая, что удельная величина финансовой поддержки не говорит об отсутствии поддержки, все же, порядок цифр и негативная динамика свидетельствует об отсутствии заинтересованности исполнительных органов власти в реальной поддержке МСП.

    В условиях благоприятного развития МСП не происходило бы такого значительного и резкого снижения численности малых и микропредприятий. Если по данным Росстата и ФНС на 1 января 2012 г. в стране действовали 6,0 млн малых и средних предпринимателей, включая 4,1 млн ИП, то на 31 декабря 2014 года по данным из того же источника получается 4,5 млн МСП, включая 2,1 миллиона малых и микро-предприятий и 2,4 млн ИП. Куда за три года подевались 1,5 млн предпринимателей, если все эти годы действовали такие эффективные программы господдержки?

    Конечно, нехватка доступных кредитов, давление со стороны налоговых и других органов, совпавшая по времени с экономическим кризисом помогут затормозить формирование независимого от государства сообщества людей, заинтересованных в новой экономической, технологической и промышленной политике России не на словах, а на деле.

    Работая с финансовыми моделями действующих и проектируемых предприятий, замечаешь несоответствие налогового бремени возможностям МСП в кризис. При текущей рентабельности на уровне единиц процента, при кредитах на уровне двух десятков процентов, говорить об экономической эффективности деятельности малых предприятий не приходится. Есть, конечно, льготные кредиты МСП, например, по программе «6,5%».

    Участники этой программы могут рассчитывать на кредиты по ставкам 12-14%. Но ни один из опрошенных нами предпринимателей не знает об этой программе, а кредиты ему в банках предлагают под 24-27% и выше с залоговой базой, двукратно превышающей сумму кредита.

    Большой потенциал малого бизнеса

    Торговля качественным импортным товаром вытесняется товарами-субститутами, суррогатами, фальсификатами. Продукты питания становятся «продуктосодержащими» с элементами натурального исходного сырья в незначительной степени, что нарушает стандарты качества при попустительстве местной власти, заинтересованной в развитии торговых сетей федерального уровня и крупных игроков.

    Поиск нишевых решений приводит предпринимателя в нишу глобально интегрированных высокоинтеллектуальных и технологически насыщенных бизнесов с высокой добавленной стоимостью, которые при рейдерском захвате умирают в связи с некомпетентностью захватчиков. Типичным примером могут быть социальные сети и мессенджеры, IT-стартапы, интернет-решения по доставке платного контента.

    Сервисно-торговые решения типа кофеен, минимаркетов, пивных магазинчиков, выездная торговля и частный сервис становятся новыми привлекательными направлениями развития МСП. Как писали И.Ильф и Е. Петров: «В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть».

    В так называемом сегменте малого и среднего предпринимательства (МСП) работает около четверти экономически активного населения страны. Малые предприятия могут работать, и довольно хорошо работают, только как-то не очень хотят платить налоги и показывать в статистической отчетности свои неплохие (в целом) результаты.

    На начало 2015 года совокупный годовой оборот малых, микро, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей составил 41,8 триллиона рублей, или около 56% ВВП в текущих ценах. Конечно, сравнение оборота и ВВП не совсем корректно, но можно только сказать, что общий оборот всех предприятий в экономике России за тот же год составил 104,3 трлн рублей. Но и тогда доля МСП в экономике России — не менее 40%. Это уже совсем не «малый» бизнес…

    Образ «карлика» создается в СМИ, чтобы на его фоне ярко выглядели уже давно «бледно-голубые» фишки крупнейших российских компаний, подешевевшие в 3-5 раз за пару лет.

    Хотя вклад малых предприятий в ВВП России по статистике составляет менее 20%, в отличие от развитых европейских стран, где он составляет более 50%, потенциал роста огромен. Если ВВП России в 2015 году составил 80,8 трлн. рублей, то потенциально малый бизнес мог бы увеличить ВВП России на 32,3 трлн. рублей или на 40%, а не 4%, если бы занимал в структуре экономики РФ место, сопоставимое с экономиками развитых стран мира.

    Но тогда и его роль в экономике превысила бы роль крупных компаний нефтегазового и добывающего секторов, энергетики, промышленности и других «гигантов», стоимость активов которых сегодня падает в разы. А если учесть, что сырье, невосполнимый ресурс, обязательно закончится рано или поздно. И что дальше?

    Таким образом вопрос о том, кто вытянет экономику Россию с того самого «дна», решается однозначно – это, конечно, великий и большой «малый» бизнес, свободный от государства и местной администрации. Потенциал роста МСП в России почти не исследовался. Хотя на примере «черных» и «серых» бизнесов можно заметить, что треть объема рынка по многим категориям товаров и услуг скрыта от учета государственными органами, хотя и контролируется лицами, с ними аффилированными. Выведение нелегального бизнеса из тени и безналоговых внутренних офшоров даст довольно существенный вклад в экономику страны, почти на треть увеличив ВВП.

    0 комментариев

    × Вы должны войти, чтобы иметь возможность обсуждения


    Читайте также
    Без рубрики
    Рынок нефти: нисходящий тренд еще не сломлен
    Прошло уже больше двух месяцев со знаменательной встречи в Дохе 17 апреля. Краткий обзор факторов, перечисленных на тот момент: за 100 лет нефтяная индустрия перенесла 7 серьёзных снижений с сопоставимым масштабом, так что последнее падение закономерно; производство никто не собирается ограничивать (ни США, ни Саудовская Аравия (СА), ни Иран, ни Россия – последняя опередила СА и нарастила добычу за 2016 уже почти до 11 млн б/с); запасы в США велики и в среднем неуклонно росли (небольшие колебания не в счёт – даже самый низкий с 2005 показатель в 518 млн барр. особо картины не меняет); китайская экономика демонстрирует только самые первые намёки на восстановление, так что рано говорить об улучшении спроса; а подавляющая часть прогнозов на 2016 в сторону среднегодовых $30-35 за баррельBrent, отмечает главный финансовый аналитик международной брокерской компании EqTrades Евгений Зомчак.
    7 июля в 14:15
    0
    Ещё статьи