- Без рубрики

Быстрее, дальше, дороже

Компания Hyperloop One предложила РЖД технологию сверхскоростных поездов на воздушной подушке по проекту Илона Маска. В России развитие высокоскоростной транспортной инфраструктуры обсуждается давно. Однако реализация уже анонсированных проектов и разработка новых упирается в проблему финансирования: немалые деньги, необходимые для проектирования и строительства, будет сложнее найти в текущей экономической ситуации.

Сверхскоростные поезда Hyperloop («Гиперпетля») по идее миллиардера Илона Маска должны перевозить пассажиров по специальным тоннелям с низким давлением, развивая скорость до 1200 км/ч. Оценить затраты на строительство Hyperloop на этом этапе сложно: по разным подсчетам оно может обойтись как дешевле обычной высокоскоростной железной дороги, так и дороже. РЖД вместе с компанией Hyperloop One, владеющей технологией, создала рабочую группу, которая рассмотрит перспективы сотрудничества и внедрения концепции. Решение по «Гиперпетле» будет принято в течение года, — сообщил «Ведомостям» представитель РЖД.

Пока российская монополия работает над транспортными проектами с более «приземленными» скоростными характеристиками: скоростными считаются поезда, следующие по модернизированным железнодорожным линиям со скоростью от 140 до 200 км/ч, а высокоскоростными – те, что развивают скорость от 200 до 400 км/ч и потому требуют строительства специальных путей.

Первый высокоскоростной маршрут был открыт в 2009 году: между Санкт-Петербургом и Москвой стал курсировать разгоняющийся до 250 км/ч «Сапсан» производства немецкой Siemens. Впоследствии скоростные поезда разных моделей со скоростями от 160 до 220 км/ч появились на  нескольких направлениях: «Аллегро» и «Стриж» соединили с Санкт-Петербургом Хельсинки и Нижний Новгород, а электропоезд «Ласточка» следует по 11 маршрутам , среди которых Сочинский регион и центральная часть страны.

До 2030 года РЖД планирует построить 4 участка высокоскоростных магистралей (ВСМ) протяженностью 5100 км, вложив 6,278 трлн рублей. К 2020 году будет закончена ВСМ-2 , соединяющая Москву и Казань, которая впоследствии будет продлена до Екатеринбурга. Объем инвестиций в проект составит 1,043 трлн рублей. Сейчас проект находится в стадии разработки, которой занимается ОАО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект» и китайская China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd.
В КНР построено около 17 000 км ВСМ, Поднебесная считает технологию высокоскоростных железных дорог национальным брендом и стремится увеличить ее экспорт. China Railway Corp ведет переговоры не только с Россией, но и с 17 другими потенциальными партнерами, в том числе Бразилией, Таиландом и США. В 2015 году Китай инвестировал $100 млн в строительство подобной магистрали между Лос-Анджелесом и Лас-Вегасом. Этот проект станет первой высокоскоростной линией в США: Барак Обама представил план развития ВСМ еще в 2009 году, однако документ не получил поддержки на уровне штатов из-за больших бюджетных затрат.

Автомобильные перспективы

Планы российских властей по развитию транспортной инфраструктуры включают также строительство скоростных автомобильных дорог. В 2015 году Росавтодор опубликовал соответствующую программу развития на период до 2030 года. Приоритетной задачей является завершение начатого дорожного строительства по направлениям М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Москва-Санкт-Петербург» и ЦКАД. В разработке находятся проекты автомагистралей, соединяющих города Поволжья, Урала и Сибири. В результате строительства и модернизации протяженность дорожной сети составит 12 000 км, а средняя скорость движения должна возрасти с 61 км/ч до 90-100 км/ч. Вероятно, ГК «Росавтодор» снова воспользуется появившимся в 2013 году правом владельца автомагистрали подать заявление на повышение максимально разрешенной скорости до 130 км/ч. При этом для междугородних и маломестных автобусов предел будет оставаться на более низком уровне – 90 км/ч. Новый скоростной режим уже действует на некоторых участках М-4, Минском шоссе (М-1) и на 15-58 километре М-11, дублирующей перегруженную М-10. Возможность повысить максимальную скорость до 130 км/ч на отдельных дорогах ставит Россию в один ряд со немногими странами, установившими наиболее «либеральные» скоростные режимы, например, США, Арабскими Эмиратами, Аргентиной, Грецией, Люксембургом, а также Германией, на автомагистралях которой скоростных ограничений вовсе нет, а скорость 130 км/ч закреплена только как рекомендованная.

Нужно отметить, что 75% автодорожной сети предполагается сделать платной уже к 2030 году. Колоссальная капиталоемкость проектов делает невозможной их реализацию исключительно на государственные субсидии. По плану федеральный бюджет и Инвестиционный фонд должны выделить на развитие скоростных автодорог 1, 569 трлн рублей до 2020 года, еще 0,56 трлн рублей ожидается из внебюджетных источников. В дальнейшем ГК «Росавтодор», управляющая перечисленными магистралями, планирует привлечь еще 4,65 трлн рублей финансирования, из которых из бюджета должны поступить только 45%. Остаток средств компания рассчитывала получить за счет кредитов,  облигационных займов и государственно-частного партнерства.

Изменившаяся экономическая ситуация в стране, вероятно, внесет изменения в планы по финансированию программы: интерес частных инвесторов и подрядчиков стал меньше из-за сократившихся собственных средств, возросших ставок по кредитам и нежелания брать на себя риски в неустойчивых экономических условиях. Показательным является тот факт, что некоторые участки ЦКАД и М-11 до сих пор не нашли девелоперов. В свою очередь бюджетные субсидии могут стать более труднодоступными и сократиться в объеме. При этом такие попытки государства привлечь деньги в дорожное строительство и реконструкцию,  как введение системы «Платон» или многоступенчатое повышение акциза на бензин, даже при абсолютном успехе вряд ли смогут покрыть издержки «высокоскоростных» проектов.

Добавить комментарий