Первый Неофициальный
- Вдохновение, Культура, Статьи дня

Чайка – птица свободная: о спектакле “Чайка. Эскиз”

Спектакль “Чайка. Эскиз” ярославского театра драмы им. Федора Волкова один из фаворитов грядущей “Золотой маски”. Версия “Чайки” Евгения Марчелли образный пример того, насколько ее полет может быть ярок, а виртуозное “пилотирование” по чеховскому тексту ничуть не искажает заложенного в него автором смысла.

Постановка представлена на главную национальную театральную премию сразу в пяти номинациях, в том числе претендует и на самую главную: как лучший драматический спектакль большой формы.

Для спектакля Евгения Марчелли чеховская «Чайка» стала эскизом, основой, поверх которой режиссер красочными штрихами «написал» рассуждения о безумных и эксцентричных людях театра, белых воронах, которые грезят о возможности свободно летать, подобно свободолюбивой чайке.

Классический текст “Чайки” бурлит на сцене: чувства и действия персонажей усилены, конфликты обострены и выразительны. Хотя “Чайка. Эскиз” спектакль строго по букве Чехова, по стилю игры и манере общения героев между собою с легкостью можно предположить, что на сцене идет современная пьеса. Персонажи ярки и образны, в игре каждого есть легкий, эскизный набросок шаржа на героя, им изображаемого. Так слишком юн, горяч и раним страдающий от неразделенной любви к Нине Заречной (Юлия Хлынина) и непонимания его представлений об искусстве Костя Трпелев (Даниил Баранов). Одновременно робка и смела Заречная, а полная ее противоположность – примадонна сцены Ирина Николаевна Аркадина вульгарна и груба. В образе Аркадининой, Анастасия Светлова более остальных персонажей воплощает пародию не только на своего персонажа, но на собратьев актеров. И получается ее героиня эскизом шаржа, полного профессиональной самоиронии.

“Чайка. Эскиз” театр в театре, режиссером которого и становится Костя Треплев. Затевается же все ради Нины Заречной, исполнительницы главной роли в его “пьесе”, которую Треплев путает с реальной жизнью. При всем веселом, почти цирковом исполнении «Чайка. Эскиз» спектакль грустный, потому что написанная не драматургом жизнь, очень прозаична. Борьба за место на Парнасе и за сердце Нины Заречной в лице Кости Треплева и Бориса Алексеевича Тригорина символизирует на сцене борьбу поэзии и прозы.

Завершает спектакль эффектная, зрелищная сцена. Окутанная бутафорским дымом, стоя на площадке огромной металлической конструкции, Нина Заречная одержимо, громко и раскрепощенно, не как в первый раз робко и бубня под нос, произносит, словно с трибуны, текст пьесы Треплева о Мировой душе. Конструкция стремительно движется к краю сцены, а главная героиня этого зрелища уже другая Нина Заречная. Она уже испытала крах надежд, пережила несчастную любовь и в предществующей финальной мизансцене явилась странницей в белом саване к единственному кто ее так любил и в нее верил, Косте Треплеву. Муза забирает своего автора в небытие. Там они вновь, но уже по-настоящему вместе. Мечта Нины Заречной преодолевает притяжение. Теперь она – чайка, и эта цирковая металлическая конструкция создает ощущение полета. Спектакль Треплева, поглотивший свою главную героиню и самого автора, должен продолжаться.

Добавить комментарий