Первый неофициальный
- Статьи дня

Чатов моих медлительный доход

В то время как мессенджеры решительно затмевают по популярности социальные сети и обещают в перспективе миллиардный прирост пользователей, их монетизация идет куда менее успешно.

За последние два года количество пользователей крупнейшего в мире мессенджера WhatsApp выросло почти в 2,5 раза, составив 1 млрд человек, говорится в отчете венчурного инвестора Мэри Микер. Российская аудитория активно перенимает западный тренд: если еще 4 года назад популярность этого сервиса была практически нулевая, то сегодня она приблизилась к 18%, сообщает ВЦИОМ. Ровно год назад TNS отнесла WhatsApp к лидерам по числу пользователей. Но в январе свое первенство на российском рынке с долей 49% WhatsApp уступил значительно укрепившему свое положение Viber, который к началу текущего года вышел на первую позицию, приближаясь к 60 млн зарегистрированных пользователей, что говорит о лояльности 61% аудитории, согласно исследованию J’son& Partners Consulting.

Успех мессенджеров связывают с ростом аудитории мобильного интернета: превалирующее число интернет-пользователей (60,5%) использовали смартфон для выхода в сеть, по данным TNS. При этом мессенджеры позволяют синхронизировать список контактов с телефонной книгой и практически бесплатно отправлять мгновенные сообщения, а также совершать звонки, из-за чего составляют серьезную конкуренцию традиционным мобильным услугам. В 2014 году из-за популярности мессенджеров российские операторы потеряли почти 20 млрд рублей, посчитал J’son& Partners Consulting.

При этом сами мессенджеры зачастую пока не приносят владельцам прибыли. Вопрос монетизации приложений, консолидирующих колоссальную аудиторию, пока остается открытым даже для сервисов с миллиардными инвестициями.

Приложения отказываются от рекламы и платной подписки: в январе WhatsApp, пользователи которого по истечении свободного годового пользования должны были вносить плату в размере $1 в год, стал полностью бесплатным. Мессенджеры также пытаются заработать на сопутствующих продуктах, например, за счет стикеров или игр — по этой модели развивается Viber и Line.

Успешный пример монетизации — китайский WeChat, который начинал с аналогичных способов заработка, а после превратился в самый дорогой мессенджер с выручкой $1,5 млрд за прошлый год, благодаря тому, что стал платформой для перевода денег, оплаты коммунальных услуг, вызова врача или такси. Заработать на электронной коммерции планирует Сбербанк, анонсировавший в мае мессенджер на базе сервиса «Сбербанк Онлайн», который по планам появится уже в этом году и предоставит возможность не только общения, но интернет-шопинга.

Некоторых владельцев мессенджеров больше интересует не прибыль приложений, а синергетический эффект от владения сразу несколькими платформами: например, WhatsApp, Instagram и Facebook. Это связано с тем, что в последнее время популярность социальных сетей, отчасти в виду перегруженности контентом, стала падать — пользователи переориентировались на сервисы мгновенных сообщений.

Владение социальной сетью и мессенджером, в том числе в виде упрощенного аналога, например, Facebook Messenger, обеспечивает компании сохранение доли аудитории. Так, в июле соцсеть «Одноклассники» объявила о разработке бесплатного приложения «ОК сообщения», выпуск которого намечен на конец года.

Диана Медведева

Добавить комментарий