- Без рубрики

Чем страшен ЕГЭ

ЕГЭ за 15 лет существовании изменился почти до неузнаваемости, но все так же продолжает пугать школьников, для которых экзамен на целый год становится единственной целью. У такой формы проверки знаний много недоброжелателей: кто-то говорит о «схематичном» подходе, кто-то твердит о коррупции или нечестных результатах. Но отменить ЕГЭ сегодня значит полностью поменять всю систему, ведь уже в первом классе дети знают, что их ждет через 10 лет.

Первый раз выпускники столкнулись с такой формой сдачи экзамена в 2001 году. Тогда же разработчики сформировали основные принципы, которые соблюдаются и по сей день. Например, выпускники не могут сдавать ЕГЭ в своей школе, их работы обязаны проверять педагоги, которые их не учили, а в течение всего экзамена нельзя пользоваться никаким подсказками и тем более мобильными телефонами.

Экзамен все больше становится похожим на некую спецоперацию. В незнакомой школе детей встречает охрана (иногда даже с собаками). Все это оборачивается для детей огромным стрессом, к которому они начинают готовиться задолго до выпуска.

Больше всего ЕГЭ всегда критиковали за то, что тест приучает детей мыслить штампами и не проверяет знания: всегда можно просто угадать правильный ответ. Еще в 2001 году многие говорили о том, что школьников будет не готовить, а просто натаскивать на тесты, от чего пострадает общий уровень образования.

Во многом случилось именно так, как и предсказывали критики.

Сегодня почти во всех российских школах в 11 классе дети не учатся, а по многу раз повторяют материал «нужных» предметов. Типичный одиннадцатиклассник выглядит безмерно уставшим человеком, который уже вообще ничего не хочет. Как правило, у детей 2-3 репетитора, иногда дополнительные курсы или консультации в школе. Многие в 11 классе временно (а иногда и навсегда) отказываются от своих увлечений, потому что времени ни на что, кроме подготовки, не остается.

В самих школах преподаватели чаще всего очень лояльно относятся к тем ученикам, которые не сдают их предмет, а если педагог вздумает придраться, порицание со стороны остального коллектива и родителей ему обеспечено. В некоторых московских школах дети вообще «официально» не учатся в мае и ходят только на те уроки, на которые сочтут нужным.

Но даже такая усердная подготовка не всегда приводит к успеху. Экзамен меняется, из него постепенно исчезает тестовая часть, и сдать ЕГЭ становится все труднее. В планах у Министерства образования отказаться от тестов совсем, а по гуманитарным предметам ввести устную часть, которая будет напоминать классический ответ по билету.

Вокруг ЕГЭ не утихают страсти. Каждый год СМИ рассказывают о том, что кто-то из Чечни или Дагестана получил 100 баллов по русскому языку, но снова не может написать хотя бы одно предложение без ошибки. Известны истории, когда задания выкладывали в интернет раньше, чем они появлялись на самом экзамене.

Но, конечно, есть у единого государственного экзамена есть и плюсы. Его главным преимуществом традиционно считалось обеспечение равных возможностей и для школьников из глубинки, и для столичных выпускников. Не менее важна его роль и при борьбе с коррупцией с ВУЗах. Сегодня при поступлении (если нет дополнительных вступительных испытаний, которые ввели некоторые университетов) требуются лишь результаты ЕГЭ, подделать которые непросто.

Но не стоит забывать о том, что даже максимально усложненный тест, где больше нет заданий с готовыми вариантами ответа, все равно остается просто тестом, который станет лишь одним (и не самым значительным) фактом биографии выпускника. Образование в школах портит не ЕГЭ, а то, какое значение ему придают учителя и ученики. Для успешной сдачи необходимо лишь понимать, что от тебя требуется и быть умнее теста. Истерика вокруг ЕГЭ, которая давно уже кажется всем нормой, должна уйти в прошлое, ведь гораздо важнее не модернизировать экзамен ежегодно, а обратить больше внимания на школьную программу, которая на самом деле не очень эффективна.

Добавить комментарий