- Статьи дня

Дорого и сердито

Главная особенность рынка общественного питания – большое количество сетевых игроков. Формат таких заведений популярен во многом потому, что предприниматель может снизить издержки за счет оптовых закупок, а также обеспечить покупателям единые стандарты обслуживания. Но в маленьких городах люди не привыкли к «ресторанным дворикам», поэтому не теряют своей популярности небольшие кафе в регионах.

Особой популярностью пользуются кофейни, потому что рынок кофе в стране по-прежнему один из самых перспективных: его рост составляет чуть больше 10% в год. При этом, несмотря на активную популяризацию этого напитка в последние годы, культура потребления кофе в России только развивается, а значит, у областных предпринимателей впереди хорошие перспективы.

С одной стороны, открыть свой бизнес в маленьком городе – хорошая идея, потому что всегда это становится событием, и почти каждый житель узнает о «новинке», благодаря сарафанному радио. Кроме того, даже в небольших подмосковных городах (а уж тем более в других областях) не представлены такие лидеры рынка как, например, «Шоколадница», «Кофе Хауз» или «Starbucks», что существенно повышает конкурентоспособность местных заведений.

Владельцы ресторанов в мегаполисе могут об этом только мечтать. Но, увы, владельцы кафе и ресторанов в регионах не пытаются что-то модернизировать, как это делают предприниматели в Москве. Очень часто кафе в регионах не удовлетворяют такие запросы пользователей как, например, наличие зон для некурящих, меню для вегетарианцев или акции, когда после определенного времени часть продукции дешевеет. И самое главное: в России по-прежнему сотни кафе, где нельзя расплатиться карточкой.

В крупных городах около 60% россиян ходит в кафе, чтобы просто пообедать или поужинать там. Совсем не так обстоит ситуация в регионах: подавляющее большинство жителей маленьких городов ходят в кафе только для того, чтобы отпраздновать что-то или встретиться с друзьями, поэтому очень часто в будни такие заведения пустуют. Из-за этого рынок региональных кафе отличается практически полным отсутствием низкого ценового сегмента, а средний чек в подобных заведениях — не менее 500 рублей.

Это отпугивает покупателей, и владельцы кафе несут убытки. Изменение ценовой политики могло бы кардинально реформировать рынок общественного питания в регионах, но на практике осуществить это практически невозможно. Чтобы открыть хорошее кафе с продуманной и интересной концепцией, нужны немаленькие деньги. Сегодня все владельцы малого бизнеса по всей стране сталкиваются с чрезмерно высокими ставками по кредитам, а иногда и просто с отказом банка выдать кредит на развитие с отсрочкой.

Зато в столице никакого кризиса как будто и нет. С января 2016 в Москве только в Центральном административном округе (ЦАО) открылось в два раза больше кафе и ресторанов, чем в 2015 году. Причем больше половины из них – не сетевые заведения. Эксперты прогнозируют и дальнейший рост рынка кафе и ресторанов, при этом, возможно, особенно интенсивно будут развиваться столь модные в столице в последнее время винные погреба и мясные рестораны.

Региональным кафе такое пока и не снилось. Чтобы из областных городов исчезли странные и неуютные заведения с заоблачными ценами, необходимо изменить бизнес-климат. Администрация городов мало заинтересована в развитии предпринимательства. Люди не в силах бороться с бюрократией и коррупцией чиновников. Чтобы решить эти проблемы необходим, как говорится, «конструктивный диалог» власти и предпринимателей. Но чтобы диалог состоялся, в нем должны быть заинтересованы две стороны.

Добавить комментарий