- Hi-Tech, Статьи дня, Технологии

Экосистемы растут как на дрожжах: Alibaba, Airbnb, Uber… Сбербанк?

Сбербанк вознамерился создать национальную коммерческую интернет площадку по примеру китайской Alibaba Group. Общероссийской онлайн экосистемы до сих пор не существует. И тот, кто претворит в жизнь такой масштабный проект, может отхватить львиную долю рынка в русскоязычном сегменте всемирной паутины.

Идея, как сообщают источники, знакомые с планами банка, была представлена главой правления Германом Грефом на совещании по электронной торговле в присутствии Президента РФ Владимира Путина 8 ноября, в Ново-Огареве.

Что же такое эта самая «экосистема»? Концепция подразумевает построение сети организаций вокруг единой технологической платформы. Они используют единую базу данных пользователей, формируют предложения клиентам и осуществляют единый доступ к различным сервисам и услугам. Крупнейшие из существующих экосистем — американские Google, Amazon, Facebook, китайские Tencent и Alibaba. Сбербанк прогнозирует, что к 2025 году на такие платформы будет приходиться около 30% глобальной выручки компаний и более 40% их глобальной прибыли.

Оборот коммерческого интернета в России может достичь 65 трлн. руб (1трлн долларов) к 2025 году. Уже сейчас за один день продажи в сети Alibaba Group исчисляются цифрой в $17млрд, что сопоставимо с ВВП небольших стран. (Для сравнения, ВВП РФ за 2015 год составил 80,4 трлн руб.).

Что касается планов по построению системы, то здесь Сбербанк будет выбирать из трех возможностей. Он может опираться на собственные силы, привлечь крупную российскую интернет-компанию или же найти стратегического партнера за рубежом. Здесь Китай выглядит предпочтительней США. У него есть колоссальный внутренний рынок с бешеным потенциалом дальнейшего развития, разветвленная интернет инфраструктура, высокие темпы экономического роста, миллионы производителей из числа среднего и малого бизнеса, низкая развитость физической инфраструктуры и благоприятное регулирование.

Строить экосистему Сбербанк собирается на основе собственной инфраструктуры. У него уже есть миллионы отечественных вкладчиков, как физических, так и юридических лиц. База данных держателей счетов – истинная ценность для любого интернет оператора. Проект может покрыть, как надеются в банке, такие отраслевые группы, как потребительские товары, недвижимость, образование, здравоохранение, путешествия и отдых, телекоммуникации, госуслуги, разработку софта и приложений, бизнес-услуги, строительство, производство, финансовые сервисы.

Самыми очевидными и не требующими серьезной проработки при запуске будут элементы экосистемы, построенные на базе финансовых сервисов, полагает директор Центра экономических исследований Университета «Синергия» Андрей Коптелов. Сбербанк уже создает мессенджер, который позволит общаться как с друзьями, так и с компаниями, оплачивать покупки и управлять банковскими услугами.

Андрей Коптелов говорит о важности опереться на так называемые якорные сервисы. Если анализировать примеры существующих экосистем, то большинство из них берут за основу некий сервис и подключают к нему обширную клиентскую базу: Google – поисковые технологии, Facebook – социальные сети, Airbnb – взаимодействие арендаторов и владельцев недвижимости, Uber – взаимодействие клиентов и водителей.

Клиентам Сбербанка нужно предложить интересные сервисы в рамках создаваемой экосистемы, полагает Андрей Коптелов. Пока примеров формирования экосистем вокруг классического банкинга нет, но есть работающие проекты на базе платежных сервисов – например в Яндексе создали систему открытых интерфейсов (API), которая позволила множеству партнеров интегрировать Яндекс.Деньги в свои платформы электронной коммерции.

В багаже у Сбербанка множество уникальных продуктов. Мало кто может похвастаться успешными аналогами. И все благодаря тому, что у Сбербанка под контролем большие объемы рынка, критическая масса отечественных клиентов. К примеру такой продукт, как сеть межкарточных переводов. Для ряда компаний, особенно представителей МСБ, Сбербанк Онлайн и простой карточный перевод от клиента заменили привычный эквайринг (прием банковских кредитных и дебетовых карт в качестве средства оплаты товаров и услуг).

Так что на первых порах наиболее вероятным может сать создание партнёрства с несколькими крупными российскими или иностранными компаниями, не исключено, что теми же GAFAA (Google, Apple, Facebook, Amazon, Alibaba). И все же Сбербанку не стоит останавливаться только на финансовых сервисах, а двигаться дальше, осваивая и внедряя новые сервисы и продукты. В этом залог успеха задуманной экосистемы.

Добавить комментарий