Власти КНР разрешили зарубежным платежным компаниям выходить на свой рынок при соблюдении требований, разработанных профильными ведомствами. Этот шаг положит конец «монополии» China UnionPay, однако китайский платежная платформа готова к честной борьбе за рынок с глобальными гигантами Visa и MasterCard.
Спустя несколько лет активной борьбы компаний за свои права и ряда формальных уступок со стороны властей КНР зарубежные платежные системы наконец получили доступ к китайскому рынку платежных карт, объем которого оценивается в $8,4 трлн.
По данным ЦБ Китая, общее количество карт в обращении в 2015 году составляло 5,4 млрд, при этом с помощью них осуществлялось 48% потребительских транзакций,
Reuters сообщает, что 7 июня китайский Центробанк совместно с Комиссией по банковскому регулированию Китая опубликовал требования к иностранным игрокам, желающим работать в КНР. Китайские «дочки» иностранных платежных платформ должны обладать капиталом не менее 1 млрд юаней, то есть порядка $152 млн. Кроме того, их работа должна отвечать стандартам национальной и кибербезопасности.
Ранее иностранные провайдеры кредитных и дебетовых карт могли работать с юанями только в партнерстве с монополистом China UnionPay. В 2010 году правительство США обратилось в ВТО с жалобой на Китай, указав на дискриминационно-протекционистскую политику Поднебесной в сфере электронных платежей. Двумя годами позже ВТО согласилась с тем, что дополнительные ограничения, наложенные на Visa и MasterCard и не применяемые к UnionPay, являются дискриминацией. Китай заявил, что примет решение организации к сведению, и в 2014 году сделал первые шаги в сторону либерализации рынка: от иностранных платежных систем перестали требовать обязательной интеграции во внутреннюю сеть UnionPay, созданную ЦБ Китая совместно с коммерческими банками. Теперь рынок открылся полностью: глобальные Visa и Mastercard могут подать в заявку на регистрацию, которая будет рассматриваться ЦБ в течение 90 дней. Одобрение заявки предоставит им равные с UnionPay права, в том числе право приобретать местные клиринговые компании.
UnionPay отреагировал на крушение монополии сдержанно, заявив о готовности честно бороться с конкурентами за рынок. Впрочем, MasterCard и Visa придется приложить немало усилий, чтобы отвоевать долю у китайского гиганта. По мнению исполнительного директора Shanghai Commercial Bank Дэвида Куока, UnionPay чрезвычайно привлекателен для корпоративного сектора благодаря системе бонусов для розничных и оптовых торговцев, и потому «иностранным компаниям придется поработать над ценовой политикой перед выходом на китайский рынок. Безусловно, им придется преодолевать и инертность потребителей, у которых нет стимула менять старые карты, обслуживаемые старой национальной платежной системой, на новые. Тем не менее, Visa и MasterCard оценивают перспективы работы в Китае положительно и уже готовятся подать заявления на получение лицензии.