Первый неофициальный
- Статьи дня, Стиль жизни

Будущее за чаем и карамельками: на чем готовы экономить россияне?

Экономика по-прежнему нестабильна, и люди пытаются адаптироваться к существующим условиям, иногда впадая в опасные крайности и отказывая себе в приятных мелочах.

Показатель, отражающий уровень экономической уверенности россиян, получил название индекс «Кофе с молоком». Его рассчитывают, принимая во внимание  объёмы потребления четырёх категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Эти продукты не являются жизненно важными для человека, скорее, их можно отнести к разряду небольших удовольствий. Цена чашки кофе с молоком во всех доходных группах отличается не так сильно, поэтому индекс считается объединяющим показателем для разных  потребителей.

По данным Romir Scan Panel, в начале лета индекс вновь снизился и практически вернулся к показателям 2015 года, составив около 870 пунктов. Это говорит о том, что в этот кризис россияне отказываются от маленьких покупок, пытаясь экономить даже на продуктах.

В июне москвичи сократили объёмы покупки всех ингредиентов индекса: -1,3% по кофе, -5,4% по воде, -15,2% по шоколаду и -18,1% по молоку. И даже немного выросшие цены на воду (+6,5%), молоко (+2%) и шоколад (+4%) не смогли компенсировать упавшие объёмы, что и привело к столь ощутимому снижению показателя индекса относительно предыдущего месяца, сообщает Romir Scan Panel.

Вероятно, это можно объяснить тем, что цены на «гастрономические излишки» постоянно увеличиваются, но проблема боязни позволить себе что-то лишнее, скорее, психологическая.

Ольга Косец, президент МОО по поддержке и защите малого и среднего бизнеса «Деловые люди», считает, что для описания экономической реальности хороши любые инструменты, но всё же индекс «Кофе с молоком» не в состоянии дать полномасштабное представление о происходящем в стране.

Впрочем, отслеживание показателей индекса и не несёт такой задачи. Скорее, аналитикам важнее показать, от чего готовы отказаться люди в непростой жизненный период. Включение режима жёсткой экономии, когда приходится отказывать себе в кусочке шоколада, – тревожный звонок. Как отмечает Косец, «люди берегут даже копейку, боясь худшего сценария развития событий в дальнейшем. Экономика, не получая денежных вливаний через покупки, хромает на обе ноги. Всё это — очень печальные тенденции».

Несмотря на постоянные заявления финансистов, что, отказавшись от маленьких радостей, никто существенно не сэкономит, люди всё-таки пытаются ограничивать себя в малом. Вероятно, в тяжёлые времена стоит быть более осторожным и внимательнее относиться к своим тратам, но не стоит отказывать себе в привычных ежедневных удовольствиях. Много средств на них, увы, не сберечь, а положительные эмоции в любое время будут важнее денег.

Юлия Ипатова

Добавить комментарий