Первый Неофициальный
- Менеджмент, Статьи дня, Технологии

Истина в маркетинге: как выбрать правильную стратегию развития компании

Рыночная борьба за клиента и прибыль чем-то напоминает шахматную партию с более чем двумя игроками. И побеждает, как правило, тот, кто следует максимально четкому плану действий. «Первый Неофициальный» разбирался в особенностях маркетинговых стратегий.

Любая компания, выходящая на рынок, разрабатывают свою уникальную маркетинговую стратегию – некий план действий на долгосрочный период. Она помогает фирме эффективно использовать имеющиеся ресурсы, наращивать объемы продаж, обеспечивать привлекательность бренда, увеличивать долю на рынке. В то же время маркетинговая стратегия не определяет перечень конкретных действий – она лишь указывает общее направление. Например, и Samsung, и LG делают смартфоны на базе Android, однако их стратегии выстроены по-разному. И несмотря на то, что эти компании-гиганты уже давно находятся в топе и имеют многомиллиардные доходы, они все же вынуждены работать над своей маркетинговой стратегией, поскольку рыночные отношения никогда не стоят на месте.

На первом этапе компания анализирует свои слабые и сильные стороны. Затем исследуется рынок, уровень конкуренции. Большое внимание уделяется оценке угроз – не слишком ли высока конкуренция, не планируется ли появление новых игроков. 

Следующий шаг – постановка целей. Компания LG, к примеру, ставит себе следующие долгосрочные цели: увеличение спроса на смартфоны, расширение ассортимента, увеличение доли рынка. То, как именно будет достигаться каждая из них, в маркетинговой стратегии не описывается.

Чтобы что-то продавать, необходимо не просто знать своих потенциальным покупателей, а глубоко понимать их заботы, пожелания, ожидания и страхи. Поэтому крайне важно исследование потребительской среды избранного сегмента рынка. Есть и общее правило для всех рыночных отраслей. Эксперты в области маркетинга на бизнес-тренингах часто говорят о том, что главная задача компании – не продавать и не убеждать купить. Главное – дать понять клиенту, что его не обманывают, что за красивой оберткой товара не скрывается пустышка.

Следующий этап – выбор главной концепции маркетинга, то есть системы основных идей, которые используются для достижения целей предприятия. Существует пять основных маркетинговых концепций:

1. Производственная концепция: произвожу много по доступной цене.

Эту концепцию использовал Генри Форд при производстве автомобиля Ford Model T. Ведь миссия компании заключалась в лозунге «Автомобиль для всех».

2. Продуктовая концепция: качество на первом месте.

Здесь главное не переборщить, и в гонке за качеством не упустить интересы и нужды потребителя. Компания «Apple» выстрелила благодаря высочайшему качеству продукции, свойства которой постоянно улучшаются. При этом Apple всегда учитывала потребности людей. 

3. Торговая концепция: развиваю сеть сбыта.

Без стимулирования сбыта и рекламы потребители не покупают товар в достаточных количествах. Порой ради прибыли компании используют весьма агрессивный, жесткий маркетинг, который ориентирован на решение временных задач.

4. Концепция традиционного (чистого) маркетинга: произвожу то, что нужно потребителю.

Производитель продает то, что хочет потребитель, а не то, что имеется у производителя. У «United Airlines» есть кокетливый лозунг, который ярко описывает эту концепцию – «Вы – наш босс».

5. Концепция социально-этического маркетинга: произвожу то, что нужно потребителю с пользой для всего общества.

Особенность этой концепции в том, что она, помимо таких традиционных маркетинговых задач, как выявление и удовлетворение потребностей целевых рынков, решает вопросы обеспечения благосостояния общества.  Концепция появилась после осознания человечеством таких проблем, как загрязнение окружающей среды, нехватка природных ресурсов. Яркий пример – сеть быстрого питания «McDonald’s». В этих кафе стали собирать использованное растительное масло в специальные емкости, чтобы позже передавать для производства биотоплива.

Как только компания определяется с выбором концепции, наступает заключительный этап – предварительная оценка эффективности. Фирма анализирует рынки сбыта, продажи, объемы прибыли и расходов и факторы, влияющие на них. По результатам анализа либо вносятся коррективы в изначальный план, либо компания вовсе отказывается от принятой стратегии маркетинга. Это позволяет достичь определенных успехов в долгосрочной перспективе. Однако из-за изменчивости современной экономической ситуации все фирмы периодически вынуждены менять цели и задачи, проводить маркетинговый аудит, оценивать адекватность выбранных ранее целей.

Добавить комментарий