Первый Неофициальный
- Вдохновение, Культура, Статьи дня

Как инвестировать в себя: смотрите классику на театральной сцене

Триллер о современном мегаполисе и теряющемся в нем человеке и дом, в котором живет новый Свифт: «Первый Неофициальный» рассказывает о лучших постановках этой осени.

«Реквием по мечте»

Спектакль Кирилла Серебренникова «Обыкновенная история» по одноименному роману Ивана Гончарова –  это актуальная классика, провоцирующая современного зрителя на диалог.

«Обыкновенная история» была трижды номинирована на «Золотую маску-2016»: за работу режиссера, лучшую мужскую роль (Алексей Агранович) и как лучший драматический спектакль большой формы. Спектакль, к сожалению, премии не получил, но, безусловно, заслужил зрительское внимание. Постановка, как и предыдущие спектакли Серебренникова по классическим текстам, остросоциальна и остроумна. И на этот раз режиссер придал хрестоматийному тексту новое прочтение. Кирилл Серебренников не только перемещает действие в пожирающий своих обитателей в жесткий мир современного мегаполиса, безжалостно и прямо говорит о человеке, о цене его желаний. Режиссер добавил в «Обыкновенную историю» ранее отсутствовавшие смыслы и словно оголил до самого нерва то, что было давно известно.

«Обыкновенная история» – это спектакль о борьбе романтизма и цинизма, в котором в неравной битве триумфально побеждает последний. Главного героя, романтичного юношу Сашу Адуева, играет актер «Гоголь-центра» Филипп Авдеев. А роль Петра Адуева, человека без иллюзий, исполняет продюсер и режиссер Алексей Агранович.

На протяжении трех часов зритель вместе с героями переживает мощный конфликт двух антагонистов. Племянник Саша, который приехал покорять огромный и шумный город, «воюет» со скептичным и циничным дядей. Их конфликт представлен как поединок света и тьмы.  На протяжении большей части спектакля сцена окутана тьмой.  Рассеивает ее лишь свет от единственного прожектора, который направлен на лица героев, и огромная неоновая буква О, которая символизирует заманивающий в свои тиски мегаполис.

Город в спектакле Серебренникова можно представить как отдельного персонажа. Город – это хищник. Он питается своими обитателями, заражая их вирусом цинизма. Огромные полиэтиленовые черные мешки с мусором, в которые от отчаяния и желания забыться проваливается Саша Адуев, метафорично показывают, что мегаполис может сделать с человеком.

Страшна своим финалом «Обыкновенная история». Концовка спектакля подтверждает мысль о том, что стать маленьким человеком совсем несложно.

«Сила вымысла»

Спектакль «Дом, который построил Свифт» Евгения Писарева по пьесе Григория Горина на сцене театра им. Пушкина – это театральная притча о силе слова и смысле молчания.

В основу сюжета пьесы Григория Горина легла история последних лет жизни знаменитого британского сатирика Джонатана Свифта. Но реальную историю драматург превратил в театральную фантазию. Сатирик, лишившийся речи из-за болезни, в пьесе Горина замолкает, потому что за него теперь говорят персонажи его книг. Слова больше не нужны Джонатану Свифту: он научился изъясняться мыслями.

Новая интерпретация Евгения Писарева будет невольно сопоставляться с хорошо знакомой зрителю одноименной киноверсией пьесы, с фильмом Марка Захарова (1982 года) с Олегом Янковским в главной роли. Оба произведения самодостаточны и в сравнении не нуждаются, но поклонников картины Захарова может разочаровать то, что общающийся сатирик – далеко не главный герой в спектакле Евгения Писарева. Заглавным персонажем постановки становится приехавший в дом Свифта психиатр Ричард Симпсон, которого играет Антон Феоктистов.

Буффонада и трагикомедия, происходящие в куполообразном стеклянном доме Свифта, «заражают» торжествующей сатирой и доктора.  Вот уже Роберт Симпсон нашел себе роль среди персонажей писателя. Он больше не сторонний наблюдатель, а активный участник творческого беспредела. Теперь он Лемюэль Гулливер, доктор из Ноттингемшира.

Литература научила Ричара Симпсона смотреть на вещи иначе. Одна из идей спектакля в том, что иногда мир вымысла не сочетается с действительностью, но при этом они отлично существуют вместе, нужно только научиться не видеть в этом противоречия.

Добавить комментарий