Первый Неофициальный
- Деловой совет, Мнениe, Статьи дня

Как Россия выучила латвийские уроки нефтетранзита

27 декабря 2016 г. исполнился один малоприметный юбилей. 15 лет с тех пор как рукой В. Путина был запущен нефтеперевалочный терминал в Приморске Ленинградской области, на берегу Финского залива – первый за постсоветские годы новый экспортный маршрут для российской нефти.

В 1990-е годы озабоченной приватизацией, чеченскими войнами и прочими проблемами России все было недосуг построить на собственных берегах новые терминалы, чтоб не терять миллиардные долларовые поступления от морской торговли через порты сопредельных стран – Украины, Латвии, Литвы и Эстонии. Когда пришедший на пост руководителя в нефтепроводную монополию «Транснефть» в 1999 г Семен Вайншток обратился к западным банкам с просьбой о кредите для строительства терминала в Приморске – банкиры долго чесали головы и отнюдь не сразу раскошелились.

Еще в 1998 г руководитель департамента инвестиций Ленобласти Григорий Двас (на фото справа) ездил в Вентспилс посмотреть, как бизнес организован у соседей. Мэр Вентспилса Айварс Лембергс (слева на фото) смеялся тогда в июне 1998 г: вам нет необходимости строить новые терминалы – мы всегда справимся с этой работой лучше и дешевле, чем вы, наш сервис уже оценили многие компании. И это была правда: почивший в бозе ЮКОС Михаила Ходорковского, Сиданко Владимира Потанина, да и имеющие солидные госпакеты «Татнефть», «Роснефть» и уйма компаний поменьше валили через Вентспилс год за годом десятки миллионов тонн сорта Юралз, оставляя в прибалтийских банках десятки миллиардов долларов за перевалку, да и не только за нее.

Началу поставок через Приморск пыталась препятствовать Финляндия, заявляя, что русские не способны соблюдать экологические нормы. Однако, когда Семен Вайншток пригласил финскую прессу в спецтур на терминал, оказалось, что все выбросы в Приморске и «Транснефти» меньше, чем в любом из Финских портов. Летом 2002 г. российские экспортеры впервые обошлись без экспортного графика на Вентспилс. Даже первая очередь Приморского терминала могла переваливать 12 млн тонн в год, а впоследствии она была увеличена до 70млн т/г. Впоследствии, как государственная «Транснефть», так и частные «Лукойл», Сибур, Новотек запустили новые терминалы в Приморске, Высоцке, Варандее, Усть-Луге, а также в Козьмино на Тихоокеанском побережье России. Перевалка в этих портах не только открыла российским экспортерам свободный доступ на мировые рынки, но и принесла в казну десятки миллиардов долларов, которые позволили изменить облик наших городов, модернизировать армию, а если честно, то даже сохранить страну. Григорий Двас сегодня по-прежнему ведает инвестициями в Ленобласти, неплохо справляется, и оглядываясь на эту встречу в Вентспилсе с Айварсом Лебергсом вполне может сказать – хорошо смеется тот, кто смеется последним, потому что знает, что русские долго запрягают, но потом быстро ездят!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Чтобы подписаться на канал 1neof в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://telegram.me/firstneof с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Добавить комментарий