Первый неофициальный
- Игроки, Статьи дня

Ход свиньей: как выиграл «Мираторг»

Один из крупнейших российских агропромышленных холдингов занимает 12% в общем производстве АПК, вдвое превосходя второго значимого игрока – «Русагро», создавая тем самым риски монополизации отрасли и ценовой экспансии.

Чувствуя себя более чем уверенно на российском рынке, компания демонстрирует интенсивный рост: по итогам первого полугодия предприятие увеличило производство говядины на 24% и птицы на 20%, повысив объем продаж на 16% до 342 тысяч тонн. Способствует этому не только спрос на мясо внутри страны: «Мираторг» активно расширяет внешнеторговые связи, экспортируя примерно 5% продукции и уже наладив поставки курятины в Сербию и ЕС, а также разных видов мяса, в том числе халяльного, в Марокко, Вьетнам, Гонконг, Иран и ОАЭ. Параллельно компания планирует выйти на бразильский рынок, где стоимость говядины выше российской примерно на 40%.

После девальвации рубля особый интерес обращен в сторону Китая, куда можно сбывать крупные партии не пользующихся популярностью в России субпродуктов из свинины и говядины. Однако, пока действует ограничение на русско-китайскую торговлю мясом, введенное 10 лет назад из-за птичьего гриппа, «Мираторг» не может начать поставки.

Если Россия сняла запрет на ввоз китайской мясной продукции еще два года назад, то Китай согласился принять российских поставщиков только в июле. Прошлогодние планы «Мираторга» начать поставки к декабрю 2015 года не сбылись, но теперь процесс ускорится.
Государство, опекая крупнейшего производителя мяса в стране, подключилось к решению проблемы: сначала ей стали плотно заниматься Минсельхоз и Россельхознадзор, а потом президент компании Виктор Линник был включен в состав делегации июньского официального визита Владимира Путина в Китай.

Благосклонное отношение государства помогает «Мираторгу» не только выходить на зарубежные рынки, но и расширять земельный банк внутри страны. Сейчас, вместе с приобретенными за последние полгода 150 тысячами га, он составляет порядка 750 тысяч га, разбросанных по восьми регионам России.

Земельное расширение необходимо для роста комбикормового производства, которое только с января 2016 выросло на 32% и составляет 788 тысяч тонн, что в свою очередь должно обеспечить увеличение поголовья рогатого скота и поддержать развитие вертикально интегрированного производства.

В частности, под эти задачи Росимущество предоставило компании в аренду земли «Курского научно-исследовательского института агропромышленного производства» — «Мираторг» обещает реализовать на территории Курской области масштабный проект, вложив в развитие экономики региона 4 млрд рублей.
Так предприятие справляется с задачами политики импортозамещения, обгоняя российских производителей. Если для самого «Мираторга» это положительный результат, то остальные игроки рынка могут пострадать от угрозы монополизации. Глава УФАС Калининградской области Ольга Боброва уже назвала говядину, производимую компанией, «дико дорогой». «Мираторг» аргументирует это не желанием диктовать цены, а тем, что себестоимость продукта увеличена из-за нехватки земель в регионе и необходимости вывозить коров на докорм в Брянскую область.

Диана Медведева

Добавить комментарий