В ежегодном рейтинге крупнейших морских портов России по грузообороту в топ-20 вновь не нашлось места для наших «каспийских ворот»: объем переваленных грузов в бассейне Каспия за январь-сентябрь текущего года упал на 15,9%, составив суммарные 4,3 млн тонн (сухие грузы – 2,1 млн т, -9,3%; наливные – 2,2 млн т, -21,5%). 1NF попытался разобраться причинах рецессии и понять, если ли надежды на лучшее будущее.
Махачкала
Дагестанский международный торговый порт соединяет самую крупную на Северном Кавказе нефтебазу с магистральным нефтепроводом Баку-Новороссийск, является незамерзающим, специализируется на перевозке минерально-строительных и наливных грузов, включает в себя железнодорожный паромный и автопромный терминалы. А нефтегавань во всех официальных документах предстает исключительно современным комплексом по переработке нефтепродуктов и приему танкеров с грузоподъемностью до 10 000 тонн и осадкой до 10 метров. Но на деле товарооборот Махачкалы стремительно падает, а глава республики Дагестан в открытую заявляет, что главный топливный порт может совсем прекратить работу с нефтью. В чем же дело?
Во-первых, после казахстанского снижения тарифов на железнодорожные перевозки кавказский порт значительно утратил в объемах переваленных черных металлов. Во-вторых, не работает уже упомянутая железнодорожная паромная переправа – объект инфраструктуры есть, а необходимого морского транспорта нет, потому что заказанные для Махачкалы паромы оказались проданными Азербайджану. В-третьих, криминогенная обстановка в регионе, коррумпированные клановые администрация и бизнес-верхушка, а также постоянные взрывы и активации режима контртеррористической операции отпугивают потенциальных инвесторов. В-четвертых, воровство топлива на территории порта прямо из нефтепровода привело к планомерному уходу из региона крупных игроков вроде Лукойла и Транснефти. И последнее: долг Махачкалинского морского торгового порта компании Сулеймана Керимова Arolia Holdings в размере 1,3 млрд долларов стал причиной экстренного объявления приватизации объекта и возможной продажи турецкой Yilport Holding.
Астрахань
Так как для инвесторов Дагестан больше не представляет особой ценности, они решили обратить внимание на второй российский порт.
В городе сахарных арбузов пересекаются каспийские морские и волжские речные пути с ж/д и автотрассами. Консолидированный порт с 16 терминалами стал главными воротами Северной Европы в Индию, страны Ближнего Востока и Центральной Азии. Самое пристальное внимание на Астрахань обратило иранское бизнес-сообщество. Сначала наследники персов провели торгово-промышленную выставку, потом открыли торговый дом, наладили поставки молока, чая, сока, стройматериалов. Финальной точкой стало приобретение в 2010 году блокирующего пакета акций порта (40%). После введения международных санкций против Ирана грузооборот ожидаемо просел. А в 2016 году ФАС обнаружил неправомерность покупки доли стратегического предприятия иностранной компанией. В итоге, российское законодательство аннулировало сделку и обязало иранских акционеров передать акции любой отечественной компании по старой цене.
Перспективы
Но если без жесткого федерального регулирования у Махачкалы нет ни единого шанса на возрождение былых портовых мощностей, то Астрахань стала главным пунктом коридора «Север-Юг». Над проектом активно работают бизнес-сообщества сразу трех государств (России, Азербайджана и Ирана), а его главная идея – соединить Санкт-Петербург и Мумбаи и создать достойную альтернативу Суэцкому каналу.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал 1neof в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://telegram.me/firstneof с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.