Первый Неофициальный
- Власть, Статьи дня, Экономика

Кляп из купюр для театральной общественности

Культурная область в последнее время переживает не лучшие времена. Неудивительно, что видные представители театральной общественности не могут молчать и активно высказываются по этому поводу. Первым терпение лопнуло у Константина Райкина. Возмущенный тем, что искусство в последнее время ущемляют все больше и больше, он призвал своих коллег не строить козни друг у друга за спиной, а объединиться для того, чтобы отстоять свою нишу и не превращать ее в отхожее место.

Руководитель «Сатирикона» назвал поведение групп людей, из-за которых закрывают многие творческие проекты, «безобразным посягательством на свободу искусства». Райкина возмущает бездействие власти, которая будто сквозь пальцы смотрит на выходки таких «борцов за мораль», а также больше прислушивается к ним, нежели к потерпевшей стороне — культурному сообществу. Константин Аркадьевич просит вспомнить, что в искусстве достаточно собственных фильтров, тогда как власть, похоже, решила, что она является единственным поборником морали.

На пламенную речь Райкина откликнулся Армен Джигарханян. Он подчеркивает, что в наше время существует жесткая цензура в культуре, которая выражается в финансовых дотациях для постановки новых спектаклей. Ни один, даже самый популярный театр, не сможет себя прокормить исключительно продажей билетов на спектакли. А средств, что выделяет государство, недостаточно. В итоге приходится изыскивать еще какие-то источники: практически «выполнять госзаказы».

Что же это значит? Да то, что государство, выдавая средства, которые необходимы для новой постановки, указывает, какой именно эта постановка должна быть. И иначе, чем цензурой и диктатурой, данный поступок назвать нельзя, ведь режиссерам попросту не остается выбора. Они должны ставить то, что им навязали, забыв о собственных стремлениях, не имея возможности сказать то, что они хотят и то, что хотел сказать своим произведением автор.

Практику системы денежного кляпа можно назвать скрытой цензурой. Вроде бы никто и не мешает деятелям культуры творить, что они хотят. Но за свои деньги или за деньги спонсоров, а не налогоплательщиков. Если средства выделяет государство, то оно имеет право влиять на репертуар. Сцена — это всегда рупор, при помощи которого до зрителей доносятся определенные мысли. Начиная с создания любительского театра в России, власть пыталась взять «под колпак» данную сферу и на некоторое время ей это удавалось. К примеру, в сталинские времена, о которых, во время своей речи, вспомнил Райкин. Тогда ни о какой свободе искусства и речи не могло идти — все пропускалось через самый жесткий фильтр. Причем этим фильтром часто были люди, весьма далекие от искусства.

Теперь, похоже, возвращаются порядки той эпохи. На культуру давят с нескольких сторон: и при помощи денег, и посредством якобы «народного» возмущения. К этому процессу подключилась и церковь, которая еще с глубины веков боролась с театральным искусством (что, впрочем, не мешало ей иметь церковный театр). Естественно, театральные деятели не стали молчать.

Впрочем, у них много противников. Это и Александр «Хирург» Залдостанов — президент мотоклуба «Ночные волки», который считает стремление к свободе творчества желанием «превратить страну в сточную канаву». И представители власти, а также церкви. К счастью, слова Райкина оказались услышаны, поэтому с каждым днем все больше деятелей культуры присоединяется к нему, высказывая точку зрения, которая совпадает с мнением руководителя «Сатирикона». Возможно, проявленная ими цеховая солидарность, которой ныне так не хватает, сумеет что-то изменить.

Добавить комментарий