Первый Неофициальный
- Вдохновение, Культура, Статьи дня

Кризис от кризиса или почему театры в 21 веке так любят прошлое

Отелло в полицейской форме, Гамлет на трибуне стадиона и Электра, прибывшая в аэропорт. Одним из ярких признаков современного театра называют стремление режиссера переделать на сцене то или иное классическое произведение. И хоть и говорят, что все новое – это хорошо забытое старое, множество переделок классики сегодня наводит на мысль о дефиците новых идей. Почему современный театр так любит оглядываться назад?

Желание переделать классическое произведение на современный лад у режиссеров часто связано со страхом провала собственной идеи. Российские зрители любят понятные и знакомые истории. Театр для русского человека испокон веков — это здание, в котором обязательно есть темный зал, где показывают спектакль, где актеры говорят выученные слова по ролям, где все интеллектуально, но предсказуемо. Ставить чужое и проверенное легче и безопаснее для бюджета любого российского театра. Все-таки на известную многим «Собаку на Сене», хоть и переделанную, придет больше людей, чем на авторский «Чемоданчик».

Российское театральное образование идет на поводу у зрительских симпатий и тем самым подливает масла в огонь. Оно учит вечным законам в искусстве, нормам, то есть как правильно ставить спектакли – тому, чему в большинстве случаев обучить нельзя. При чем во многих театральных вузах часто совершенно забывают о новаторстве, иногда даже отрицают его.

И это все лишь нематериальная сторона медали. Театр, как и любой вид досуга, зависит от прибыли. Сегодня ему приходится конкурировать с более успешными способами времяпровождения – допусти, кинематографом. Классика, безусловно, экранизируется, но фильмы с новым сюжетом все-таки появляются чаще. А ведь зритель и для кино, и для театра один, только его восприятие этих двух видов искусства разное. Если театр в нашем обществе воспринимается как нечто возвышенное и элитарное, считается местом, куда нужно идти в особом состоянии духа, то кинотеатр – это отличный способ отдохнуть для всех, не заботясь об условностях, таких как настроение или неподходящий наряд.

Востребованность кинематографа в обществе привлекает в него инвестиции. Благодаря ним появляются новые фильмы со спецэффектами, яркой картинкой, популярными актерами. Многим театрам такое никогда и не снилось.

Сцене в условиях конкуренции приходится привлекать то экстравагантностью и голыми актерами, то мультимедиа и новым авторским взглядом на всем знакомый сюжет. Да и откуда взяться новым идеям, если сама профессия драматурга не так популярна, как, к примеру, работа сценариста телесериала.

Зрители говорят о том, что у подмостков сегодня кризис идей, ведь режиссеры постоянно использует старый репертуар, рассказывают о том, что у зрителя набило оскомину. Владельцы театров жалуются на малое финансирование и невысокий доход, не позволяющие им поддерживать идеи молодых авторов. А последние, не найдя у театров достаточной материальной поддержки, уходят в кино. Вот и получается, что кризис от кризиса.

Добавить комментарий