Первый неофициальный
- Культура, Статьи дня

Модернистский рок Леонида Андреева

Рубеж XIX-XX веков – переломная эпоха для русской литературы. В это время ведутся споры о том, в каком направлении будет развиваться русская литература. Безусловно, все это наложило отпечаток на творчество писателей, творивших в это время. Появляется множество программ и манифестов, где объясняются принципы нового художественного мира. Весь этот период насыщен многочисленными спорами. Одна из таких знаковых дискуссий – спор реалистов и декадентов.

Декаденты (или символисты, как их тогда называли) провозглашали новый путь в искусстве и занимались поиском новых форм. Им противостояли реалисты, которые были уверены, что литература – явление общенародное, и должна быть доступна всем, а значит, новизна «непонятных» форм не всегда уместна.

Такие споры происходили во всем мире. В России одним из представителей такого противостояния можно назвать Леонида Андреева, творчеству которого свойственно чрезвычайно драматическое переживание, обостренное чувство личности. К 145-летию со дня рождения писателя «Первый Неофициальный» вспомнил его творчество и попытался ответить на вопрос, кто же он все-таки – модернист или реалист.

Герои рассказов Андреева – одинокие люди, скрывающие свою скорбь глубоко внутри себя, поделиться им не с кем. Во многих рассказах и повестях главный герой – загадка для людей, никто не понимает, о чем он думает, о чем он молчит, что его тревожит.

И, несмотря на безусловную социальную проблематику, столь близкую Андрееву, снова поднимается вопрос злого рока, преследующего человека. Абсолютно разные на первый взгляд произведения объединены общим ощущением трагической предрешенности. Такой подход свойственен именно модернистам, поэтому, если и нельзя однозначно отнести Андреева к этому течению, то, по крайней мере, можно быть уверенным, что реалистом он не был.

Андреев сумел создать в литературе совершенной иной мир – мир философских размышлений, исканий. Ранние рассказы продолжают литературные традиции реализма, с этим нельзя спорить. Психология героя, как правило, раскрывается через какой-то обычный случай из повседневной жизни. Очень часто в качестве главных персонажей выступают совсем нетипичные герои – воры, убийцы, пьяницы и т.д.

Вероятно, это говорит о трагическом мироощущении писателя, все его произведения пронизаны тоской и интересом к тайнам бытия. Основная проблема – разобщенность людей, которую они не могут преодолеть. Для них индивидуализм – не радость, а вынужденное существование.

В более позднем творчестве (причем временная разница не так уж велика) все бытовое содержание отходит на второй план. Андреева теперь интересует личность человека, влияние на его жизнь рока, которому невозможно противостоять. Почти всегда рок делает человека безоружным, заставляет страдать, человек оказывается замкнут в своем мире и не ждет помощи ни от кого, что, безусловно, далеко от реализма классической русской литературы.

Юлия Ипатова

Добавить комментарий