- Без рубрики

МСБ как бытовой помощник и инновационный двигатель

Основатель сервиса бесплатных объявлений Алексей Федосеев рассказывает о том, что зависит от государственного видения роли МСБ, и объясняет, почему наукоемкость и инновации сейчас так перспективны для новичков.

Стимуляция законодательством

Я считаю, что не существует такого закона, после принятия которого малый бизнес словно по мановению волшебной палочки встанет с колен и начнет развиваться. Да, конечно, можно говорить о введении государственной поддержки для различных сфер (кое-где это и пытаются практиковать – например, в фермерских хозяйствах можно получить государственные субсидии), отмене частых проверок и прочих способах поддержки МСБ. Несомненно, это поможет предпринимателям, но в любом случае не станет решающим фактором выживания малого бизнеса на данном этапе.

Решение проблем малого бизнеса должно начинаться с определения роли МСБ в жизни страны. Если государство видит в малом бизнесе исключительно решение каких-то бытовых проблем и рассматривает предпринимателей в первую очередь как тех, кто удовлетворяет базовые потребности населения – поесть, подстричься, сделать маникюр, то главный фактор, оказывающий влияние на СМБ, – это уровень жизни населения. Если у населения есть деньги, они перетекают и в малый бизнес. Когда деньги заканчиваются, малый бизнес страдает в первую очередь – из-за неспособности найти и оплатить новые каналы привлечения спроса, снизить издержки, сменить поставщиков. Можно сказать, что малый и средний бизнес – это отражение общего экономического положения страны.

Именно поэтому понижение кредитной ставки или отмена проверок не смогут кардинально исправить ситуацию – при низком уровне жизни населения СМБ все равно будет чувствовать себя плохо. На фоне снижения реальных доходов россиян крупные корпорации могут снизить маржу, хотя бы не повышать цены, оптимизировать производство и за счет этого завоевать потребителя. Малый бизнес в этом отношении гораздо менее гибок и конкуренцию почти всегда проигрывает. Поэтому все меры поддержки малого бизнеса способны лишь продлить агонию. Единственный возможный путь – это государственные субсидии или долгосрочные кредиты с низкой ставкой, которых мы, впрочем, вряд ли дождемся. Вливание денег в бизнес может помочь ему нарастить объемы и стать более приспособленным к конкуренции, но только в том случае, если деньгами распоряжаются грамотно.

Неоднозначный эффект надзорных каникул

Как я уже упоминал, такие законы не способны реально спасти малый бизнес от стагнации или банальной нехватки денег. Реальной мотивацией к созданию бизнеса закон об освобождении тоже стать не может. Тем не менее, в нем есть свои плюсы – в первую очередь, это снижение психологического давления на предпринимателей, отказ от хотя бы части бюрократической волокиты. Подавляющее большинство небольших, особенно молодых компаний буквально завалены разнообразными проверками, документами и прочей бюрократией, и шанс хотя бы частично снизить градус давления в любом случае мог позитивно сказаться на общем состоянии компании.

Поскольку законопроект предлагает освобождение только от части проверок – от трудовых инспекций, санэпидемстанций и Роспотребнадзора – и только для некоторых сфер бизнеса, нет повода ожидать реального ухудшения санитарных или трудовых условий в компаниях, освобожденных от проверок. Экологический надзор, пожарная инспекция, налоговая, внеплановые проверки по заявлениям потребителей или сотрудников компании, а также проверки для компаний, имевших нарушения в последние три года, остаются в силе. Кроме того, действие закона не распространяется на субъекты СМБ, занятие в сфере здравоохранения, образования или энергетики. Таким образом, существенная часть проверок никуда не уходит, и это позволяет рассчитывать на сохранение общего уровня безопасности.

Тяжело предсказать, насколько эффективным стал бы законопроект для тех компаний и индивидуальных предпринимателей, которые полностью подпадают под его действие. Однако, я думаю, снижение бюрократических издержек и отсутствие психологического напряжения, всегда связанного с проверками, позволило бы предпринимателям несколько расслабиться и направить энергию на решение более приоритетных вопросов с точки зрения развития бизнеса. Но в целом, плановые проверки – далеко не главная головная боль предпринимателей, а потому законопроект бы вряд ли поспособствовал значимым изменениям.

Болевые точки МСБ

Главная проблема, конечно, заключается в снижении реальных доходов россиян и отсутствии свободных денег у подавляющего большинства населения. Можно назвать это экономическим кризисом, можно – новой экономической реальностью, сути это не изменит. Нехватка кредитов и давление налоговой существовали в тех же объемах и раньше, однако, только с началом кризиса ситуация обострилась. И, насколько я могу судить по отзывам предпринимателей, основная проблема именно в снижении выручки, откуда уже вытекают проблемы с необходимостью получения кредита или невозможностью оплачивать аренду.

Рост цен на аренду или ставок по кредиту – это естественное течение инфляции, и в ситуации, когда растут также и зарплаты, происходит индексация, это абсолютно нормально и не является для бизнеса проблемой. Обычно определенный процент инфляции заложен в бизнес-план, и взлет цен на аренду помещений, например, не становится неожиданностью. Но валютный скачок 2014 года, когда многие оплачивали аренду по ставке, зафиксированной в долларах, конечно, нельзя назвать естественным ходом событий. Никто не предусмотрел этого момента, и арендодатели  попытались на этом сыграть, поднимая ставку. В первые несколько месяцев им это частично удалось, потом кто-то начал демпинговать, кто-то из арендаторов просто понял, что не сможет выплачивать такую сумму, и рынок несколько уравновесился. С тех пор мы и существуем в условиях шаткого равновесия. Арендодатели понимают, что есть предел, выше которого цены поднимать нельзя, а арендаторы пытаются увеличивать выручку, чтобы компенсировать дорогую аренду. И это, конечно, проблема для малого бизнеса, но корни ее лежат все там же – в нехватке денег. С точки зрения государства регулировать это практически невозможно.

Что может сделать государство? Может вкладываться в перспективные отрасли, давать субсидии, искать деньги, работать над общим уровнем жизни в стране. Если, например, введут закон об обязательной индексации заработной платы, положение малого бизнеса тоже резко улучшится. Это, конечно, более долгий путь, чем та же самая отмена плановых проверок, зато и существенно более эффективный. И положительный эффект будет относиться не только к СМБ, но и к стране в целом.

Вариативность антикризисных ходов

Сейчас сложилась непростая ситуация – почти любой бизнес, ориентированный на конечного потребителя, чувствует себя не очень хорошо. Выгоднее идти в отрасли, где есть государственная поддержка и спрос не со стороны потребителя, а от государства или других компаний. Это агропром, энергетика, логистика, то есть не совсем то, что обычно у нас ассоциируется с малым бизнесом. Тем не менее, это возможно именно в таком формате, но нужно учитывать, что это более наукоемкие отрасли, там нужны инновации и нет гарантий успеха. Это так называемые стартапы – вот нужно идти и создавать стартапы в перспективных областях, открывать что-то новое.

Если хочется просто взять готовую бизнес-модель и получать выручку, то сейчас не самое подходящее время для создания очередной парикмахерской или рекламного агентства. В этом случае можно попробовать работать по франшизе – не придется хотя бы зарабатывать имя, а это уже половина дела.

Возвращаясь к тому, что сейчас государство видит СМБ таким бытовым помощником – нужно же людям где-то ужинать или чинить обувь, хочу сказать, что есть и другой взгляд на роль СМБ в жизни государства. Некоторые страны – США, Израиль, Голландия – давно поняли, что малый бизнес может не просто решать какие-то бытовые проблемы населения, а быть инновационным двигателем. Любой стартап Силиконовой Долины – изначально, по сути, и есть малый бизнес. Государство готово вкладываться туда, развивать сложные отрасли, давать деньги, потому что понимает, что это реальный двигатель экономики и науки для страны.

У нас пока такого отношения нет, есть только небольшие подвижки – это ФРИИ, различные бизнес-акселераторы, сообщества венчурных инвесторов. Но это пока в основном частная, а не государственная инициатива, поэтому деньги инвесторов получают те компании, которые могут быстро представить модель монетизации. Если же государство даст субсидии на создание, например, своего транспорта, развитие машиностроения и самолетостроения, энергетики, то этим может заниматься и малый бизнес.

Для создания инновационных проектов не нужна огромная корпорация – можно, например, придумать удачную логистическую схему перевозки нашего сырья или руды, можно разрабатывать мобильные приложения для государственных органов или крупных компаний. Вот это и есть наиболее перспективное направление сейчас, но пока неясно, если ли шанс на воплощение этой мечты.

Если же смотреть на СМБ более реально, то в ближайшее время перспективно открывать секонд-хенды, прокаты вещей, сервисы для продажи и покупки подержанных вещей, недорогие супермаркеты – в общем, все то, что позволит потребителю сэкономить. Кризис обещает продлиться как минимум до 2018 года, и малому бизнесу тоже нужно к этому готовиться.

Добавить комментарий