Первый неофициальный
- Статьи дня

Автопром не может разогнаться

Рост промышленного производства не затронул самую крупную отрасль машиностроения — отечественный автопром: пусть и не такие стремительные, как раньше, но ощутимые темпы падения в первой половине текущего года достигают 10% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом, сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров. Государство подталкивает застрявшую автомобильную промышленность денежно, стимулируя расширение производства, но российский потребитель не спешит приобретать готовый продукт.

Несмотря на общее падение автопрома, выпуск некоторых видов транспорта вырос: по данным Росстата, за январь-июнь текущего года на 4,4% увеличилось производство грузовых машин. Автомобильную промышленность тянут вниз в основном «легковушки»: за этот же период их произвели 537 тысяч — на 17% меньше, чем в январе-июне 2015 года.

Для ведущих производителей кризис отрасли выразился в падении прибыли. Если по итогам первой половины прошлого года чистая прибыль компании «АвтоВАЗ» составила 729 млн рублей, то в этом полугодии, немного исправив совсем уж критическое положение первого квартала, предприятие ушло в минус на 8,6 млрд рублей.

Аудитор автоконцерна выразил сомнения, что «АвтоВАЗ» с такой отчетностью сможет работать непрерывно. Недавно сотрудников завода отпустили на трехнедельные каникулы, но, как сообщает пресс-служба предприятия, это плановое мероприятие и оно не связано с экономией средств.

Одна из причин убытков — нерациональное использование производственных мощностей: по данным Автостата, недозагруженность автоконцернов близка к 60%.

Это может провоцировать закрытие предприятий и массовые увольнения: по прогнозам Boston Consulting Group, в ближайшее время в России могут прекратить деятельность до шести заводов. Государство пытается исправить ситуацию финансово: Минпромторг получит 16,3 млрд рублей, чтобы обеспечить дополнительную загруженность мощностей на 270 тысяч автомобилей.

Однако несмотря на денежные старания правительства, с начала года из произведенных, по словам замглавы Минпромторга Александра Морозова, 500 тысяч автомобилей было продано 300 тысяч машин и то благодаря государственной программе стимулирования спроса, падение которого — вторая весомая проблема. За первое полугодие продажи легкового транспорта упали на 14%, сообщает АЕБ. Россияне стали обращать внимание на подержанные автомобили: вторичный рынок оживился и занимает 8% от продаж, полагает ассоциация автодилеров.

Именно падение спроса не дает производству «выйти в ноль», считает глава Счетной палаты Татьяна Голикова.

Хотя количество вложенных в отрасль денег, по мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, бьет рекорды по субсидированию гражданских отраслей. В январе правительство предусмотрело выделение 50 млрд рублей на поддержку автопрома. Однако в апреле президент России Владимир Путин сообщил, что автопроизводители получат 138 млрд рублей в рамках антикризисного плана.

С таким распределением бюджетных средств с перевесом в сторону отечественного автопрома не согласны иностранные инвесторы. Правительство собирается взять больший курс на локализацию, предусмотрев это в новой стратегии развития автопрома, которая будет готова к осени. Речь идет о «третьем режиме промсборки», согласно которой власти гарантируют иностранным концернам господдержку в обмен на то, что вторые будут наращивать не только сборку машин, но и производство комплектующих.

Диана Медведева

Добавить комментарий