Первый Неофициальный
- Бизнес, Стартапы, Статьи дня

Онлайн-сервисы доставки еды: новый прорыв в интернет-бизнесе или гигантский пузырь?

Последние несколько лет рынок сервисов по доставке еды развивался колоссальными темпами. В подобные проекты привлекались миллионы долларов, и инвесторы с радостью вкладывали огромные объемы средств в этот бизнес. Однако, несмотря на то, что в 2016 году рынок продолжил расти, уже было зафиксировано несколько случаев банкротства и закрытия крупных компаний, действующих в данном сегменте. Давайте попробуем разобраться, с чем может быть связано подобное явление.

Компании, начинающие работать в сфере кейтеринга и доставки еды, можно разделить на две категории. Первая, это корпорации из других, иногда смежных, сфер, решившие выйти на этот перспективный рынок, дабы ухватить свой кусок пирога. Вторая, это фирмы-стартапы, они начинают свой бизнес с нуля и концентрируются непосредственно на нем. Также стоит выделить третью группу компаний – тех, кто пришел на рынок раньше всех, успел занять свою нишу и теперь работает не столько на «захват» рынка, сколько на удержание позиций и защиту от конкурентов.

У таких компаний-«первооткрывателей», как это зачастую бывает в подобном бизнесе, есть некоторое преимущество. Им нет необходимости действовать так агрессивно, как новичкам, и вливать в бизнес все новые и новые миллионы для раскрутки. С другой стороны, позволить себе перестать развиваться совсем и довольствоваться тем, что имеют, они тоже не могут – многочисленные конкуренты тут же выдавят их из бизнеса и захватят освободившуюся нишу.

Среди крупных корпораций, вышедших на рынок «второй волной» и также вступивших в борьбу за сферы влияния, можно выделить Google, Amazon и Uber. Учитывая, что заказы на доставку еды преимущественно принимаются через интернет и специальные приложения, интерес к этому рынку интернет-гиганта и лидера в области электронной коммерции вполне объясним. Что касается Uber, то, обладая ресурсами в сфере автоперевозок, компания также имела все основания рассчитывать на определенное преимущество перед конкурентами.

Однако сложность заключается в том, что рынок кейтеринга существенно отличатся от рынка, к примеру, пассажирских перевозок, где Uber уже задает тон. В уравнении помимо клиента и перевозчика появляются новые переменные в лице кафе и ресторанов, а это, в свою очередь, влечет за собой дополнительные издержки. И, в итоге, все сводится к тому, что в попытках привлечь новых клиентов и задушить конкурентов компании начинают работать себе в убыток. А, учитывая, что подобный стиль ведения бизнеса требует многомиллионных вложений, неудивительно, что некоторые участники преждевременно выходят из гонки.

Что касается фирм-стартапов, то они, не имея ресурсов корпораций-гигантов, пытаются выстрелить за счет оригинальной идеи, чтоб привлечь для развития венчурные инвестиции. Например, компания Bento дала своим клиентам возможность самостоятельно комбинировать блюда японской кухни в качестве бизнес-ланча, предложив множество вариаций. Эта идея была восторженно принята целевой аудиторией, и компания получила несколько миллионов инвестиций. Тем не менее, следующие полгода компания была вынуждена работать в убыток, чтобы поддерживать конкурентоспособный уровень цен.

В итоге, можно сказать, что сфера сервисов доставки еды, несмотря на кажущуюся перенасыщенность, все еще остается перспективной. Однако прибыльной она станет только тогда, когда рынок более-менее стабилизируется, и лишь для тех участников, которые смогут выдержать гонку на выживание.

Добавить комментарий