Первый Неофициальный
- Бизнес, Досуг, Статьи дня

Остров сокровищ: как развивается квест-бизнес в России

В осенне-зимний период хочется активно отдохнуть, но при этом нет никакого желания мерзнуть на улице. На помощь приходят квесты, наконец, набравшие популярность и на российском рынке. «Первый Неофициальный» рассказывает о том, почему людям так нравятся игры наяву, каковы затраты на подъем этого бизнеса и сколько зарабатывают крупнейшие участники рынка.

Первые квест-компании рисковали, что говорится, по-крупному: перед ними стояла задача убедить людей, что квесты стоят затраченных денег и времени. Теперь их основатели — рублевые миллионеры, открывшие квест-румы во многих городах России и за рубежом. Так, компания «Клаустрофобия» имеет оборот в 40 млн рублей ежемесячно. Немалую часть дохода «первопроходцам» приносит продажа франшизы и роялти с уже проданных франшиз (от 5 до 20%). А сложность организации такого бизнеса оценивается в два балла из пяти.

Но организовать все – еще полдела, нужно занять нишу на рынке и удерживать ее, что с каждым месяцем становится все сложнее. Еще год-полтора назад рынок квестов был далек от насыщения, сейчас же ситуация куда сложнее: только в Москве по разным оценкам насчитывается от 500 до 1000 квест-румов. Как и на других рынках, между игроками идет соревнование в рекламе, яркости сценариев и скорости обновления, внедрении новшеств. Намечается тенденция укрупнения квест-компаний, поглощения самых мелких и примитивных из них, а также – эту тенденцию подмечает Сергей Кузнецов, основатель «Клаустофобии», – стремительное возрастание роли агрегаторов – Гильдии квестов, Афиши квестов и т.д. За процент они предоставляют подробную оценку квестов, дают возможность забронировать некоторые из них.

Классическими и самыми популярными остаются комнатные квесты, с которых начиналось развитие рынка. Игроки запираются в помещении с интерьером, имитирующим все что угодно –  от средневекового замка до тюремной камеры – и стараются найти выход, выполняя задания. На данный момент на рынке существуют выездные квесты, корпоративные, заказные, индивидуальные. Сценариям самых удачных и ярких из них позавидуют даже голливудские режиссеры.

Что движет людьми, которые с удовольствием принимают правила выдуманных игр, казалось бы, давно оставленных в детстве? Марвен Зуккерман, профессор психологии в Делавэрском университете в США считает, что это «жажда острых ощущений». Кроме квестов для этой цели подходит экстремальный туризм или же компьютерные игрушки. Но последние, по сути, иллюзия, суррогат, а экстремальный туризм – удовольствие не из дешевых, да и риски немалые.

Квест-бизнес имеет ряд специфических особенностей: с одной стороны, это творческий бизнес, который «дарит людям праздник». Однако актуальным он бывает прежде всего для городов с населением от 400 тысяч человек, а города-«миллионники» подходят идеально.

Еще один плюс подобного бизнеса – невысокая оплата труда сотрудников. Как правило, наемные работники не обладают высокой квалификацией, и их труд стоит недорого – главное, чтобы идеей горели.

Этот бизнес требует сравнительно небольших стартовых вложений (порядка 1 – 1,5 млн. рублей) и небольшой стоимости франшизы (несколько сотен тысяч рублей; в крупных городах – около миллиона и более). В частности, стоимость франшизы «Ловушки» колеблется от 300 до 500 тысяч, реже – меньше, и по ней успешно работают квест-компании более чем в 20 городах России.

У некоторых квест-компаний такая сеть еще шире. К примеру, «Клаустрофобия» работает более, чем в 10 странах, их франшиза начинается от 120-150 тысяч.

Квест в качестве частного бизнеса – это заказы для сценаристов и специалистов по декорированию комнат. Некоторые из них – например, «квестоделы», –  специализируются исключительно на квестовых играх. Оборудовать комнату, как правило, стоит сотни тысяч рублей, в особо сложных случаях – до миллиона и более, поэтому впоследствии владельцы перестраивают их неохотно, комнаты функционируют месяцы или даже годы. А декорациями смогут насладиться тысячи или даже десятки тысяч игроков (так, средний квест-рум «Ловушки» посещают в месяц 200-300 игроков, «Клаустофобии» – до 1000-1200). С другой стороны, находятся «рукастые» бизнесмены, которые сами оборудуют квеструмы, укладываясь в 200-300 тысяч.

Сценарии квестов стоят от 30 до 100 тысяч. Квест-компании ценят талантливых сценаристов, их работа помогает укрепить позиции на рынке. В той же «Ловушке» есть должность сценариста, который обновляет сценарии минимум несколько раз в год. В «Клаустрофобии» постоянно работают 6 режиссеров.

Таким образом, малозатратный на первых этапах бизнес способен превратиться в золотую жилу для успешных предпринимателей. И доставить радость тем, кто решил выбраться в непогоду и получить новые ощущения – что, согласитесь, тоже немаловажно.

 

Добавить комментарий