- Статьи внизу на главной, Стиль жизни

Разница между волком и человеком в количестве, а не в качестве

Что интересного может рассказать человек, два года проживший в волчьей стае? За ответом на этот вопрос мы пришли на лекцию этого самого человека — ученого-этолога Ясона Бадридзе — «Формирование мышления волка» в культурно-просветительский центр АРХЭ. С сильным грузинским акцентом перед аудиторией в пару сотен человек этот ученый рассказывал о своей жизни с волками и о том, что он узнал из своих наблюдений и экспериментов.

80820658

«Самое главное для волка – уметь экстраполировать направления своего движения, т.е. уметь прогнозировать последствия своих действий», говорит Ясон Константинович. Это важнее всего, потому что на охоте волкам постоянно приходится решать задачу, как обмануть жертву и схватить ее. Скорость у волков небольшая, просто догнать жертву они не в состоянии. Если они не придумают, как ее поймать – умрут с голоду.

Этой способности волки учатся в 5-6 месяцев. Экспериментально доказано, что волки, которые в детстве не играли со сверстниками и выросли в обедненной среде, не могут достаточно хорошо прогнозировать последствия своих действий. Если они не учатся основам мышления в детстве – они не могут во взрослой жизни нагнать упущенное. По словам ученого, развитие волка зависит не от того, хорошо он обучается или нет (т.е. талантлив или нет), а от того, в какой среде он растет.

Ближе к году волки начинают бегать по своей территории и исследовать ее. Они запоминают каждый ее уголок, валун и т.д. Так они рисуют в своей голове ментальную карту местности и с помощью ее могут придумать, как загнать жертву в угол.

Для того чтобы нарисовать такую ментальную карту у волка помимо образного мышления есть способность оперировать множеством.

«Нельзя говорить, что животные умеют считать, — говорит ученый, — они могут только оперировать неким множеством».

Ясон Константинович провел эксперимент – он давал волку определенное количество щелчков, которые должны были обозначать, из какой по счету миски волку надо есть: один щелчок – первая миска, три щелчка – третья и т.д. Оказывается, волки понимают числа до 7. На 8 щелчков они идут к последней миске, независимо от того, сколько мисок в ряду.

Волки могут учиться всю жизнь. Например, Ясон Бадридзе рассказал, что однажды, во время охоты косуля сумела выбраться из волчьей засады, но случайно попала в куст и застряла там. Конечно, в кусте волки ее застигли. И на следующей своей охоте волки нацелено пытались загнать жертву в куст. Так могут формироваться совершенно разные традиции охоты.

Ученый опровергает распространенное мнение, что охота у волков в крови. Это не так. Врожденный у них только инстинкт преследования, да и тот с исследовательской целью. Они одинаковым интересом преследуют и мышь, и мяч. Если они взрослые их не научили, что мышь – это еда, они могут умереть рядом с ней от голода.

У волков есть потребность в определенном количестве социальных контактов. Если группа заметно расширяется, то в ней начинают возникать конфликты и группа разделяется. А если в группе недостаточно социальных контактов, то они могут принять к себе других волков. Из группы могут выгнать и слишком агрессивного волка, который не смог свою агрессию ритуализировать. Изгнанный волк не сможет найти себе пару и размножаться. Так волки пресекают передачу генов агрессии. Инцестов волки также всячески избегают. Все в группе направлено на выживание вида.

Вой на луну – особый способ общения между волками. Так они показывают, что они скучают и им одиноко. Существует еще одна форма общения, с которой многое непонятно.

«У меня было впечатление, что на охоте они общаются с помощью фиксированного взгляда, который длится секунды три, — рассказывает ученый-этолог, — даже я это почувствовал через полгода жизни с волками. Вот он посмотрит на меня – и я бегу куда-то. И потом оказывается, что я прибежал точно туда, где я был полезен».

Ясон Константинович начал свою лекцию с вопроса, а что такое мышление. Он приводил цитаты ученых от Платона до Пьера де Шардена. Но самым интересным была мысль Чарльза Дарвина. По его мнению, разница между мышлением животных и человека не в качестве, а в количестве.  То есть разница не в том, как мы мыслим, а в том, сколько мисок мы можем посчитать.

Добавить комментарий