Первый Неофициальный
- Истории, Мнениe, Статьи дня

Российский след в истории ЭКСПО. Часть Первая.

Первый Неофициальный продолжает рассказывать о Всемирной выставке.

Зачем то или иное государство участвует во всяческих международных конкурсах, выставках, конференциях? Чтобы страна могла продемонстрировать свои достижения и привлечь инвесторов, попутно приобщая мир к национальной культуре.

Россия является постоянным участником ЭКСПО с момента проведения первой Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году. Тогда, более 160 лет назад, наши соотечественники дебютировали в Хрустальном дворце, оформив свой уголок «под Кремль». Правительство поощряло участников подобных конкурсов и ярмарок, не забывая про значительные налоговые послабления и льготы. Какие же ЭКСПО были для нашей страны наиболее успешными?

1855 год, Париж. Громкая премьера ремесленников из глубинки – мастера привезли с собой пуховые платки, валенки, парчу, уральские самоцветы. Гран-при завоевала одна из екатеринбургских фабрик с потрясающей яшмовой вазой.

1900 год, Париж. Благодаря давней дружбе французы выделили нашим соотечественникам самую большую экспозиционную территорию площадью в 24 тысячи квадратных метров. Среди участников того года был даже Дмитрий Иванович Менделеев! За время мероприятия Россия получила 1589 наград, из которых 212 удостоились гран-при, а 370 – золотой медали. Среди лауреатов конкурса оказались изобретатель и «отец» радиосвязи Александр Степанович Попов и автор проекта красноярского железнодорожного моста Лавр Дмитриевич Проскуряков.

1925 год, Париж. Фактически дебют молодого советского государства на выставке, посвященной декоративным и промышленным искусствам. Павильоны для участников из СССР возводил знаменитый архитектор-авангардист Константин Степанович Мельников, главным художником оказался Александр Михайлович Родченко, один из основоположников конструктивизма, родоначальник советского дизайна и рекламы. Серебряную медаль за один из своих фильмов получил режиссер Сергей Михайлович Эйзентштейн, а вологодские мастерицы-кружевницы завоевали золото.

1937 год, Париж. ЭКСПО, запомнившееся миру пропагандой через искусство со стороны двух мощнейших диктатур – сталинского СССР и гитлеровской Германии. Советский павильон-галерея был облицован самаркандским мрамором, а на вершине водрузили знаменитую скульптурную композицию Веры Игнатьевны Мухиной «Рабочий и колхозница». Здание для участников из Третьего Рейха строил личный архитектор Гитлера Альберт Шпеер – по его замыслу павильон был похож на римскую цифру III. Немцы и русские стали главными соперниками, забравшими большинство наград. Для нашей страны несомненным успехом стала презентация паровоза серии ИС, принесшая гран-при.

1939 год, Нью-Йорк. Предвоенная Всемирная выставка снова превратилась в пропаганду идей социализма со стороны СССР. Признанный лучшим мраморный павильон площадью в 12 тысяч квадратных метров опять был увенчан статуей рабочего и оказался одним из самых посещаемых. В этот раз миру была продемонстрировано одно из главных достижений советской архитектуры – московское метро. Посетители могли посидеть в вагоне поезда, полюбоваться фрагментом привезенной станции «Маяковская» с ее знаменитыми мозаиками за авторством Александра Александровича Дейнеки и в исполнении лучшего мозаичиста в истории нашей страны Владимира Александровича Фролова. Среди экспонатов выставки был и самолет, на котором Валерий Павлович Чкалов совершил перелет через Северный полюс.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Чтобы подписаться на канал 1neof в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://telegram.me/firstneof с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Добавить комментарий