Первый Неофициальный
- Власть, Статьи дня, Экономика

Кто защитит права российских авиапассажиров?

Российские власти после многолетних раздумий наконец-то решили присоединиться к Монреальской конвенции или МК, которая регулирует воздушные перевозки. Если Госдума успеет принять все необходимые правовые акты, то уже со следующего года права российских авиапассажиров будут защищены более надежно. Но эксперты отмечают, что это касается только международных перелетов.

На сегодня все вопросы, связанные с ответственностью авиаперевозчика перед пассажиром, рассматриваются по Варшавской Конвенции от 1933 года, которая давно морально и технологически устарела. На смену ей пришла Монреальская конвенция, которая вступила в силу в 2003 году. Сейчас ее ратифицировали уже 120 стран, в том числе все члены G20 кроме России. Почему наши чиновники так затянули это процесс, вопрос к ним, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Что означает для простых граждан, которые совершают авиаперелеты, новое соглашение?

В первую очередь, уравняются условия возмещения ущерба жизни, здоровья пассажиров, а так же их багажа при осуществлении международных рейсов, пояснил эксперт Международной организации гражданской авиации Виталий Бордунов. Сейчас, по его словам, максимальный размер компенсации, на который может рассчитывать пассажир или его родственники, 2 млн. руб. Монреальская конвенция предусматривает увеличение этой суммы до 10 млн. руб., так же значительно вырастут компенсации за порчу и потерю багажа и за отмену и задержку рейсов.

В свою очередь Илья Кабачник из компании «Альфа Страхование» напомнил, что многие крупные международные авиаперевозчики еще до вступления в силу МК приняли на себя обязательства, идентичные тем, которые там прописаны. К ним, в частности, относится Аэрофлот, то есть его пассажиры уже сейчас попадают под все принятые в мире нормы. Пассажиров остальных российских авиаперевозчиков положения Монреальского кодекса касаются лишь тогда, когда они совершают полеты в страны, ратифицировавшие это соглашение, отметил эксперт.

Тут все не так просто, и в нормах МК не прописаны конкретные суммы компенсаций, указывает Николай Голушин из СК «СОГАЗ». По его словам, внесудебная компенсация родственникам погибшего пассажира не может превышать 5 млн. руб. в переводе на российскую валюту, а верхний предел компенсаций устанавливается судом в каждом конкретном случае. То есть страховая защита становится двухуровневой. И это касается только международных перевозок. При полетах внутри России приоритет отдается Воздушному Кодексу РФ, где прописана максимальная сумма компенсации в размере 2 млн. руб.

В результате получается, что последнее слово остается все же за судебными инстанциями страны, где зарегистрирована та компания, на самолетах которой вы осуществляете перелет. И может так получится, что российский суд определит размер компенсации за ущерб жизни и здоровью совсем в ином размере, чем суд в США или странах ЕС. А Монреальская конвенция, как и предыдущая Варшавская, лишь требует, чтобы авиаперевозчик страховал свою ответственность перед пассажирами. Не более того.

Добавить комментарий