Начинается история этого бренда почти два века назад – в 1833 году – с имени английского коммерсанта Маркуса Самюэля. В тот год в Лондоне он решил расширить бизнес по продаже антиквариата, начав торговлю новым предметом декора – морскими ракушками. Ведь слово «shell» с английского языка переводится именно как «ракушка».
От даров моря к нефти
Магазин Shell оказался прибыльным делом, поэтому вскоре коммерсант наладил доставку морских раковин с Дальнего Востока, для чего использовались суда каботажного флота. Именно эти корабли везли из английских колоний в Лондон самые разные грузы, в том числе нефтепродукты. Самюэль вовремя увидел большое будущее нефтяного бизнеса, а в 1870 году, после его смерти, дело перешло к сыновьям. В 1878 году они открывают собственную фирму, круг деятельности которой быстро расширяется.
В 1890 году компания занялась экспортом бакинской нефти с помощью танкеров. Тогда Баку входил в состав Российской Империи, и первый нефтяной танкер был построен именно там. Это судно увидел владелец компании, и уже в 1892 году в Англии на судостроительном заводе он смог построить нефтяной танкер на 5000 тонн.
Конструкция этого танкера имела некоторые особенности: Маркус Самюэль-младший разработал специальную систему защиты нефти от самовозгорания во время перевозки продукта. До начала 20 века компания Shell поставляла потребителям крайне востребованный по тем временам продукт – российский керосин с Дальнего Востока.
Создание корпорации мирового уровня
В начале 20 века была основана отдельная компания «Шелл Транспорт энд Трейдинг Компани Лтд.», хотя до нефтяной корпорации мирового уровня было еще далеко. Нужно подчеркнуть, что в те времена особо могущественна была Standard Oil Company, принадлежавшая Рокфеллеру и планомерно подминавшая под себя рынок нефти и других видов горючего. Братья Самюэль постоянно рисковали быть вытесненными из индустрии после любого неудачного бизнес-решения.
Для того чтобы отстоять свое право на мировом рынке, Shell пришлось объединиться с нидерландской компанией Royal Dutch такого же профиля. Это расширило сеть торговли нефтью и нефтепродуктами в 1902 году. В новой компании только 40% акций принадлежало Shell Transport, и такой расклад в объединенном концерне сохраняется до сих пор.
Уже спустя 10 лет концерн Royal Dutch Shell выходит на внутренний рынок США. Cтавка была сделана на производство мазута и бензина, что оказалось удачным благодаря динамичному развитию автомобильного бизнеса. Во время Первой мировой войны рост компании замедлился, но после ее окончания снова возобновился активными темпами. Уже к концу 1930-х годов Shell принадлежит 10-процентная доля в мировой добыче нефти.
Во время Второй мировой войны развитие бизнеса остановилось, компания делала все, чтобы только пережить этот сложный период и остаться на плаву. После войны Shell приняла активное участие в восстановлении разрушенных предприятий и стала интенсивно набирать перерабатывающие мощности. Производство нефтепродуктов Shell возросло по всему миру.
Начиная со второй половины 20 века, спрос на нефть в мире постоянно рос, стоимость была стабильно высокой, и Shell в таких условиях только богатела. Первый раз спрос на нефть упал из-за событий в Иране в конце 1970-х годов. Зато выросло мировое потребление газа, поэтому Shell начала осваивать это направление. Руководство компании было чутко к изменениям на рынке и ловко под них подстраивалось.
Брендовый знак отличия
Уже более ста лет логотипом компании Shell является ракушка морского гребешка красно-желтого цвета. Она, как уверяют маркетологи компании, символизирует качество продуктов и услуг, профессионализм и корпоративные ценности концерна.
Колористика логотипа была выбрана неслучайно. В 1915 году, когда компания впервые построила станции обслуживания, нужно было выделиться на фоне конкурентов, тогда-то и было решено использовать яркие цвета.
Сегодня компания Royal Dutch Shell добывает нефть в 80 странах по всему миру, ей принадлежит большое количество скважин и три десятка нефтеперерабатывающих заводов по всему миру. Работает в этой компании 90 000 человек, а чистая прибыль составляет десятки миллиардов долларов в год.