Курсы валют

Биржевой курс
$  59.24
 69.41
  • Первый Неофициальный
    7 августа в 12:41
    «Неофициально» с главой «Финпотребсоюза» Игорем Костиковым
  • Первый Неофициальный
    1 августа в 11:50
    «Неофициально» с послом Индии Панкаджем Сараном
  • Первый Неофициальный
    21 июня в 12:25
    «Неофициально» с послом Швейцарии Ивом Россье
  • Первый Неофициальный
    15 июня в 0:19
    «Неофициально» с послом Ирака Хайдаром Мансур Хади
  • Первый Неофициальный
    3 июня в 14:41
    «Неофициально» с послом Сербии Славенко Терзичем
  • Первый Неофициальный
    18 мая в 13:18
    «Неофициально» с Евгением Нониным и Владиславом Тороповым
  • Первый Неофициальный
    24 апреля в 18:46
    «Неофициально» с послом Ганы Кодзо К. Алабо
  • Первый Неофициальный
    19 апреля в 14:47
    «Неофициально» c послом Дании Томасом Винклером
  • Первый Неофициальный
    19 марта в 22:24
    «Неофициально» с Юрием и Кириллом Игошиными
  • Первый Неофициальный
    16 февраля в 14:43
    «Неофициально» с главой города Люберцы Владимиром Ружицким
  • Первый Неофициальный
    9 февраля в 15:36
    «Неофициально» с Ильей Тимошиным
  • Первый Неофициальный
    2 февраля в 17:59
    «Неофициально» с послом Таджикистана Имомуддином Сатторовым
  • Первый Неофициальный
    30 января в 14:56
    «Неофициально» с Ахмедханом Адиловым
  • Первый Неофициальный
    27 января в 15:47
    «Неофициально» с послом Болгарии Бойко Коцевым
  • Первый Неофициальный
    10 января в 0:04
    «Неофициально» с Эдуардом Хусаиновым
  • Первый Неофициальный
    7 января в 13:18
    «Неофициально» с Николаем Федоровым
  • Первый Неофициальный
    5 января в 13:02
    «Неофициально» с Александром Бахтиным
  • Первый Неофициальный
    3 января в 13:59
    «Неофициально» с Алексеем Тищенко
  • Первый Неофициальный
    29 декабря в 15:19
    «Неофициально» с Энрико Колонной
  • Первый Неофициальный
    26 декабря в 13:42
    «Неофициально» с Александром Лебзяком
  • Первый Неофициальный
    24 декабря в 4:04
    Новости на «Первом неофициальном»
  • Первый Неофициальный
    22 декабря в 2:06
    «Неофициально» с Кириллом Подольским
  • Первый неофициальный
    25 ноября в 1:51
    «Неофициально» с Хоакином Пастраной
  • Первый неофициальный
    19 ноября в 22:04
    «Неофициально» с Виктором Самоходкиным и Вячеславом Задорожневым
  • Первый неофициальный
    24 октября в 22:28
    «Неофициально» с Александром Кузьменко
  • 17 октября в 21:04
    «Неофициально» с Послом Бахрейна
  • Первый неофициальный
    14 октября в 23:52
    «Неофициально» с Послом Испании
  • Первый неофициальный
    6 сентября в 18:51
    «Неофициально» с Послом Боливии
  • Первый неофициальный
    5 сентября в 7:30
    «Неофициально» с Екатериной Поповой
  • Первый неофициальный
    21 июля в 17:36
    «Неофициально» с послом Киргизии
  • 6 июля в 18:57
    «Неофициально» с Вели Мамедовым
  • 1 июля в 18:56
    «Неофициально» с послом Кипра
  • 24 мая в 13:31
    «Неофициально» с российским спортсменом Александром Карелиным
  • 23 мая в 22:31
    «Неофициально» с президентом Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым
  • 22 мая в 22:50
    «Неофициально» с послом Узбекистана в России Илхомжоном Нематовым
  • 21 мая в 18:43
    «Неофициально» с экс-послом Италии в России Витторио Клаудио Сурдо
  • 20 мая в 20:21
    «Неофициально» с послом государства Кувейт в России Нассером Х. Аль-Музайаном
  • 19 мая в 18:46
    «Неофициально» с Германом Каплуном
  • 20 июля в 15:55

    Это не по-настоящему: шизофрения в кино

    Первый неофициальный
    Юлия Ипатова

    Юлия Ипатова

    Благодаря популярности Фрейда некоторые режиссеры ставят своей задачей проанализировать события своей личной жизни через свои картины: характеры героев или главная мысль фильма зачастую резонируют с мироощущением их создателя, его страхами и фобиями. Особенно популярной становится «экранизация» шизофрении – к этой теме обращаются самые разные режиссеры.

    Метод психоанализа в интерпретации фильмов имеет довольно долгую историю. Некоторые критики, например, Альфред Адлер, считают, что такой подход ничем не обусловлен, потому что герои фильмов нереальны, а значит, сама идея такого разбора несостоятельна и обречена на провал. С другой стороны, Зигмунд Фрейд использовал такой метод для анализа пьес Ибсена, и это подтверждает тот факт, что важна гипотетическая реальность персонажа, а не фактическая.

    Фрейд определил начальное влияние психоанализа на литературу и искусство: в обществе появился повышенный интерес к «копанию» в психологии героев фильмов, книг, а многие произведения начинали строиться на основании какой-то фобии главного героя.

    В культовом фильме Хичкока «Психо», представляющем собой достаточно вольную экранизацию одноименного романа Роберта Блоха с Энтони Перкинсом и Джанет Ли в главных ролях, и в «Острове проклятых» Мартина Скорсезе по роману «Закрытый остров» Денниса Лехейна главные герои страдают раздвоением личности, но причины психического расстройства Нормана Бейтса («Психо») и Тедди Дениелса («Остров проклятых») разные.

    Начинается все как обычный детективный фильм, достаточно рационально и реалистично: девушке в руки попадает большая сумма денег, она не может устоять перед искушением сбежать с ними, ее преследует полицейский, она сворачивает с дороги и попадает в небольшой отель. Но все это фон для самого главного в фильме – серьезного психического нарушения Нормана Бейтса, главного героя.

    Мать Нормана умерла (зрителю неизвестно, при каких обстоятельствах). Не сумев принять эту утрату, Нортон выкопал тело и сделал из него мумию, которую воспринимал как живого человека, одновременно ее озвучивая и придавая ей определенные черты характера. Фактически Норман отдавал часть своего сознания матери, имитируя ее жизнь. Этот психологический феномен психологи называют «раздвоение личности», один из видов шизофрении. Норман Бейтс стал потенциально опасен для окружающих, поскольку его «материнская» половина была жестока и беспощадна.

    Сам Норман – реализация всего кинодействия, потому что все остальное, происходящее в фильме, лишь вспышка: герои появляются и пропадают один за другим. Весь конфликт, весь смысл заключен в одном единственном человеке. Возможно, этим и объясняется знаменитое искусство Хичкока нагонять страх – зритель не знает, что происходит внутри героя, не понимает всей внутренней подоплеки действия.

    Вторым реальным действующим лицом является мать Нормана (в физическом обличии – сам Норман). Последний ведет себя как нормальный сын – старается не раздражать старую больную мать, относясь к ней с сочувствием, но в то же время страдая от ее чрезмерных придирок. Норману для совершения убийства недостаточно просто внутренне вообразить себя матерью, он всегда успевает переодеться, прежде чем убить человека. Это в некоторые периоды полностью завладевает личностью и ставит героя в неразрешимые противоречия с самим собой. Например, такое противоречие появляется, когда героиня Ли впервые появляется в мотеле. Она нравится Норману, но в то же время мать, живущая в нем, начинает бешено ревновать. Поэтому Норману ничего не остается, кроме как убить девушку, переодевшись в одежду матери. Сцена убийства стала классикой кинематографа:

    httpsss://www.youtube.com/watch?v=PPk2hixuSHo

    После, когда его сознание вновь становится прежним, он искренне сожалеет о случившемся, но это не осознание вины, а лишь жалось к убитой, причем убитой другим человеком.

    Судьба героя «Острова проклятых» чем-то схожа с «Психо»: Тедди Дениелс также предпочитает уйти от реальности, нежели принять ее. Фильмы сняты в одном и том же жанре, и Хичкок, несомненно, подготовил почву для Скорсезе.

    Маршал Тедди Дениелс и его напарник Чак Оул отправляются в лечебницу для душевнобольных, находящуюся на острове Шаттер, чтобы расследовать исчезновение одной из пациенток – женщины, которая убила своих детей.

    Весь фильм маршал пребывает в полном неведении о реальности, а вместе с ним и зритель. Правда открывается лишь в конце, когда выясняется, что Тедди страдает тяжёлым психическим расстройством, и сам является пациентом этой клиники после убийства своей жены. Все события, происходящие на острове, призваны были вырвать Эндрю (бывшего Тедди) из мира его фантазии и помочь ему принять реальность. В итоге Эндрю снова переживает забытую трагедию – смерть троих детей и жены. Затея удается, но, к сожалению, такое прозрение было не первым, поэтому уже на следующее утро все возвращается на круги своя. Однако фраза «что лучше – жить монстром или умереть человеком?», которую произносит Эндрю, дает понять, что на самом деле герой Ди Каприо находится в рассудке, но принять реальность для него – невыносимо, поэтому единственным возможным выходом из этой ситуации является лоботомия, на которую Эндрю добровольно соглашается.

    Трагедия Эндрю столь велика, что его сознание предлагает ему выход из сложившейся ситуации – другую, новую жизнь. Биография, вновь им созданная, тоже далеко не безоблачна – он потерял любимую жену в результате пожара, во время Второй Мировой войны побывал в фашистских лагерях смерти, у него тяжелая работа, его мучает желание отомстить за смерть жены… Но на фоне произошедшего для воспаленного сознания Эндрю все это выглядит укрытием, в котором можно спрятаться от страшной правды.

    Все сны Эндрю – смесь его подавляемых воспоминаний, потому что то, что уже когда-то случилось, может вновь стать реальностью. Ему снится, что он вновь проходит мимо трупов жертв концентрационного лагеря, которые лежат во дворе на снегу. И вдруг один из трупов оживает – это маленькая девочка, которая тихо шепчет вслед уходящему Эндрю: «Ты должен был меня спасти, ты нас всех должен был спасти!». Сам для себя Эндрю трактует этот сон как болезненное напоминание о тяжелых военных годах (все это соответствует придуманной им легенде). На самом же деле девочка, упрекающая его, – его дочь. В подсознании Эндрю винит себя за ее смерть, и девочка лишь произносит те слова, которые он сам хочет сказать себе. Несмотря на то, что в реальной жизни Эндрю успешно справляется с подавлением воспоминаний, в снах ему это не удается.

    Убийство жены – это не исполнение ее просьбы «освободи меня», как это может показаться, а первый шаг к отказу от реального мира, словно разрубание цепи, связывающей Эндрю с прошлым:

    httpsss://www.youtube.com/watch?v=wmTs28dbYFU

    Оба этих фильма доказывают, что, даже если причина психического расстройства определена, не всегда есть возможность его вылечить. Иногда выздоровление, то есть полное принятие реальности, становится для человека смертельным. Для Нормана Бейтса, чья мать так сильно завладела его сознанием, невозможно принять факт ее смерти. Так же как для Эндрю Дениелса признаться себе в том, что ему пришлось убить жену, утопившую троих его детей, – не самый лучший выход. Иногда человек бессилен против столкновения с реальностью, и, возможно, для него лучше пребывать в неведении и навсегда уйти в себя.

    Юлия Ипатова

    0 комментариев

    × Вы должны войти, чтобы иметь возможность обсуждения


    Читайте также
    Ещё статьи