Первый Неофициальный
- Бизнес, Игроки, Статьи дня

Сквозь линзу: что происходит на рынке оптики в России и как открыть свою компанию в этой сфере

Считается, что кризис — самое подходящее время для перемен. Поэтому даже при нестабильной экономической обстановке в стране продолжают открываться новые компании, представляющие самые разные отрасли рынка. Примером одной из них является российский интернет-магазин оптики Harry Cooper, специализирующийся на изготовлении и продаже недорогих очков. «Первый неофициальный» решил встретиться с основателем магазина Махмудом Тамимдаровым и поговорить о российском рынке оптики в целом и о проекте Harry Cooper в частности.

 — Как Вы решились открыть свое дело в такое нестабильное время?

 —  Мы открывали проект в конце 2014, тогда как раз начались скачки курса. Нам казалось, что идея демократичной оптики отлично вписывается в реалии кризиса.

 — А откуда взялось название «Harry Cooper»?

 — Мы долго перебирали различные варианты, в какой-то момент уже просто устали выбирать. Как-то раз в машине по радио играла старая песенка Puttin’ on the Ritz (песня Фреда Астера 1930 года — прим. ред.). Мы подумали — а ведь идея оптики в том, чтобы наш покупатель всегда стильно выглядел! Ну мы и решили назвать бренд в честь одного из персонажей песни, выглядящего на миллион долларов.

 — С какими трудностями приходилось сталкиваться на этапе вывода проекта на рынок?

 — В процессе мы поняли, что словосочетание «ацетата целлюлозы» звучит по-научному пугающе, да и линзы из поликарбоната мало что говорили.  Пришлось делать упор в продвижении на что-то другое, более понятное покупателю, менять подход.

 — Мы отстаем от коллег из других стран?

 — Можно сказать, что российский рынок отстает от западного. Это связано с тем, что у людей в России зачастую нет минимальной медицинской грамотности. Например, в Европе очки меняют раз в год. А в России пару очков могут носить до тех пор, пока она не сломается. Далеко не у всех доходят руки проверить свое зрение, в то время как это необходимо делать ежегодно.

Еще один элемент медицинской безграмотности — это расхожее представление о том, что если однажды надеть очки, то их уже никогда не снимешь, а зрение будет ухудшаться. Зрение ухудшается по объективным причинам: неправильное питание, большой объем работы за компьютером, плохое освещение при чтении. Очки здесь не при чем. Все это влияет на развитие российского рынка оптики.

 — В чем особенность российского рынка оптики? Нашим предпринимателям тяжелее развивать свой бизнес в этой сфере?


 — В целом, российский рынок сильно отличается от европейского и американского. Например, во время поездок по Европе вы наверняка встречали небольшие магазинчики с очень интересными и необычными оправами не дороже 100 евро. В России это скорее исключение, чем правило. К тому же наш рынок очень сегментирован, пока нет лидирующего игрока. Что, в принципе, играет нам на руку. Потенциал роста огромен.

Но развивать свой оптический бизнес здесь определенно тяжелее. Во-первых, российский бизнес устремляется от регионов к центру, а оптический рынок в регионах слабо развит. Плохо развита логистика, поэтому доставка очков, которые находятся в среднем ценовом сегменте, до удаленного покупателя оказывается совершенно невыгодной. Круг потенциальных покупателей как бы сужается. Во-вторых, у российских покупателей все еще есть некое недоверие к интернет-магазинам. Поэтому многим компаниям приходится работать без какой-либо предоплаты. Как происходит покупка в американском интернет-магазине? Покупатель оформляет заказ и тут же производит оплату. Это дает продавцу гарантии, что покупатель действительно серьезно настроен на покупку, а покупателю — уверенность в своем выборе. Это дисциплинирует обе стороны. А в России человек сделал заказ, мы поставили линзы по его рецепту, отправили очки по почте, потратили на это определенные деньги, а потом он передумал. То есть мы понесли убытки. Это заставляет компании ориентироваться только на свой регион.

 — Можете ли Вы назвать проект Harry Cooper успешным?

 — Любой коммерческий проект измеряется доходностью. Успех бизнес-проекта можно выразить в цифрах. Думаю, Harry Cooper — успешный проект, в среднем мы растем на 20-25% в месяц. Это хороший показатель для современного рынка.

 — В чем, по-вашему, секрет успеха? Что Вы могли бы посоветовать тем, кто собирается открывать свой бизнес?

 — Конкретного секрета успеха нет. Конкуренция на российском рынке, на самом деле, куда ниже, чем в зарубежных странах. Есть ниши, на которых можно успешно развивать свой бизнес. Просто, во-первых, нужно найти свое дело, в котором вы будете хорошо разбираться и которое будет вас вдохновлять. А во-вторых, нужно делать свою работу качественно. Покупатель это увидит и оценит.

Добавить комментарий