В современном мире бизнесмены все чаще инвестируют средства в социальные проекты. Речь идет уже не об отдельных меценатах и благотворителях, а о системном явлении. Социальное инвестирование становится все более распространенным, и связано это не только с изменениями в ценностных установках предпринимателей. Финансовая и организационная поддержка социально значимых проектов рассматривается бизнесменами как вклад в реальное улучшение общества.
Social Impact, или «социальное преобразование», выдвигает на приоритетные позиции не извлечение прибыли, а социально значимые цели. Эти цели отражены в бизнес-планах «преобразующего инвестирования». Предприниматели, вкладывающие средства в социальное развитие, прекрасно понимают, что не смогут получить значительный доход. Но это и не является для них существенной целью – сама суть Social Impact заключается в поддержке социальных проектов практически бескорыстно.
У социальных проектов бизнеса большое будущее. Прошли те времена, когда слово «бизнесмен» ассоциировалось с человеком, заинтересованным исключительно в увеличении собственных доходов. Сейчас Social Impact набирает популярность, прежде всего в развитых странах. Именно на них приходится основной объем социальных инвестиций. Так, доля США и Канады составляет не менее 56% в мировых проектах Social Impact. В России, к сожалению, это направление только начинает развиваться.
Можно выделить два основных вида социального инвестирования – внутреннее и внешнее. К первому относятся инвестиции в повышение социального капитала самой компании. Речь идет, к примеру, о направлении средств на повышение квалификации сотрудников, улучшение их жилищных и социально-бытовых условий, на поддержку семей сотрудников. Внешнее направление подразумевает инвестирование сторонних социальных проектов, например – поддержку университетов, учреждений здравоохранения, других объектов социальной инфраструктуры. Сейчас основные социальные инвестиции осуществляются в сельскохозяйственную отрасль (примерно 57% от общего объема), в развитие здравоохранения, в поддержку образования и микрофинансирования граждан и индивидуальных предпринимателей.
Хотя социальное инвестирование не является высокодоходным, в конечном итоге оно влечет за собой позитивные изменения в обществе. Так, компании, вкладывающие в поддержку университетов и школ, впоследствии смогут рассчитывать на решение своих кадровых проблем. Во-вторых, социально-инвестиционная деятельность компаний и отдельных предпринимателей обладает большой имиджевой выгодой, улучшает взаимоотношения с государственной властью, с политическими и общественными движениями.
Эксперты предсказывают, что в ближайшие годы будет наблюдаться стремительный рост показателей социального инвестирования. К примеру, доклад Международной группы мониторинга подчеркивает, что к 2019 г. объемы социального инвестирования возрастут до 500 млрд. долларов. В конечном итоге, Social Impact работает на улучшение качества жизни, а значит – способствует общему социальному и экономическому прогрессу.