Первый неофициальный
- Рынок, Статьи дня, Финансы

Священная корова энергетики: настоящее и будущее российско-индийского сотрудничества на рынке энергоносителей

Сложившаяся в последние два года ситуация на мировом рынке энергоносителей стала настоящим вызовом для такого крупного игрока как Россия. Чтобы вывести экономику из рецессии, нам нужно не только диверсифицировать экспорт, но и наладить торговлю с азиатскими партнерами. На фоне стремительного роста спроса на нефть в таких странах-гигантах, как Индия и Китай, подобное сотрудничество становится особенно актуальным.

Сегодня энергетический рынок Индии обладает колоссальным потенциалом роста и развития. Согласно исследованиям международного энергетического агентства, на эту страну с населением в 1,3 млрд. человек приходится четвертая часть общемирового спроса на энергию.В Индии мало полезных ископаемых, которые можно было бы использовать в качестве источников электроэнергии, что делает ее рынок особенно привлекательным для иностранных поставщиков. На импортируемые углеводороды приходится немалая доля индийского энергетического рынка – около 23%.

Россия, являясь одним из крупнейших игроков в этой сфере, могла бы получить массу экономических и политических выгод, наладив сотрудничество с индийскими партнерами. Работа в данном направлении активно ведется крупнейшими компаниями, число российско-индийских проектов в области углеводородов на территории РФ увеличивается с каждым годом.

Среди них, например, крупнейший проект компании Imperial Energy, входящей в состав индийской госкорпорации ONGC Videsh по добыче нефти в Томской области. Уже порядка десяти лет компания осуществляет разработку месторождений «Снежное», «Двойное» и «Майское». Только за 2015 год объем добычи нефти составил более 450 тыс. тонн.

При участии «Ванкорнефти», дочернего предприятия«Роснефть», созданного в 2004 году для разработки одного из крупнейших российских месторождений, на территории России осуществляется еще один проект, в котором участвует ONGC. Возможные запасы, по данным «Роснефти», составляют 500 млн тонн и182 млрд кубометров природного газа.Осенью 2016 года между компаниями ONGC и «Роснефть» было достигнуто соглашение о продаже дополнительных 11% «Ванкорнефти» индийской компании к уже приобретенным 15%.  Еще 23,9% «Ванкорнефти» будут куплены индийскими Oil India, Indian Oil и Bharat Petroresources.

Третьим крупным российско-индийским проектом является совместное нефтегазовое предприятие «Сахалин-1». В рамках проекта разрабатываются три месторождения: Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенные на острове. Инвестиции Индии в совместный проект составили около 2 млрд долларов США.

Наконец, в марте 2016 года Роснефть изъявила желание продать индийской группе компаний Oil India, Indian Oil и Bharat Petroresources 29,9% в компании «Таас-Урях нефтегазодобыча», которая разрабатывает Среднеботуобинское месторождение. Его запасы составляют порядка 167 млн тонн нефти и 180 млрд кубометров газа.

В числе российских проектов на территории Индии необходимо отметить деятельность российской «Зарубежнефть», которая занимается реабилитацией простаивающих нефтяных скважин. В декабре 2014 года «Зарубежнефть» и Oil India подписали Меморандум о взаимопонимании. Компании планируют объединить научный, технологический и кадровый потенциалы.

Крупнейшая российская компания «Газпром» имеет соглашение о стратегическом сотрудничестве с GAIL иONGC Videsh. Так, «Газпром» с 2000 года ведет разработку блока №26 на шельфе Бенгальского залива, который содержит 319 млрд кубометров газа, около 38 млн тонн конденсата и почти 19 млн тонн нефти.

Помимо сотрудничества на базе совместных проектов, с 2006 года Россия стала осуществлять ежегодные поставки нефти в Индию. В июле 2015 года «Роснефть» заключила с индийской Essar контракт на поставку 100 млн тонн нефти в течение 10 лет на нефтеперерабатывающий завод «Вадинар» в штате Гуджарат.

Однако, несмотря на обилие крупных проектов, занять лидерскую позицию в прямых поставках нефти в Индию у России вряд ли получится. С точки зрения логистики географическое положение России существенно проигрывает расположению стран-экспортеров Персидского залива, Центральной Азии или Азиатско-Тихоокеанского региона.Стандартный транспортный маршрут из России в Индию проходит через Санкт-Петербург, Средиземное море, Суэцкий канал и Мумбаи. Транспортировка грузов по нему занимает около 40 дней, что является одним из препятствий для расширения поставок.

Добавить комментарий