Первый неофициальный
- Менеджмент, Статьи дня, Технологии

Трудноустройство рабочих кадров

Количество желающих учиться в колледжах и техникумах увеличилось почти в 4 раза за последние шесть лет, согласно исследованию портала Superjob. Очевидно, это связано с декларируемой востребованностью рабочих профессий на рынке труда. Однако, по данным Росстата, именно среди окончивших средние учебные заведения наблюдается самый высокий уровень безработицы. Почему при наличии вакантных рабочих мест выпускники СУЗов (Средних учебных заведений) не могут найти работу и как исправить эту ситуацию?

В прошлом году Минтруд опубликовал топ-50 профессий, в которых заинтересованы работодатели. Возглавляют список такие специальности, как автомеханик, графический дизайнер, косметолог, столяр, оператор беспилотных летательных аппаратов, сварщик, сетевой администратор. Получить такую профессию в российских колледжах и техникумах не составляет труда. Причем современные стандарты обучения, на которые стратегически ориентированы СУЗы (Средние учебные заведения), позволяют выпускать специалистов, обладающих высокой компетенцией, что, соответственно, сказывается на заработной плате выпускников.

Например, месячная зарплата только что окончившего обучение сварщика, освоившего разные виды сварки, в том числе и инновационные, может достигать 70 тысяч рублей. А трактористы во время сезонных работ получают порядка 90-100 тысяч в месяц. Правда, запрос на получение специальности в сельскохозяйственной сфере до сих пор невелик: конкурс в профильных колледжах составляет чуть больше одного человека на место.

Однако при номинальной востребованности кадров фактический уровень безработицы продолжает оставаться довольно высоким: по данным Росстата, среди молодежи он достигает порядка 30%. Этому способствует неготовность выпускников к начальным невысоким заработкам, неумение самостоятельно продвигать себя на рынке труда, отсутствие привычки работать, заниженная самооценка. Впрочем, основной причиной по-прежнему считается отсутствие опыта работы: недостаток практики помешал получить должность 91,7% молодых специалистов.

За помощью в поиске работы выпускники традиционно обращаются в Центр занятости населения, но только 30% из них решают проблему с трудоустройством таким образом. Это говорит о том, что эту функцию должны взять на себя сами учебные заведения. Например, инициировать собеседования выпускников с потенциальными работодателями.

Некоторые СУЗы (Средние учебные заведения) пытаются решить проблему безработицы среди выпускников с помощью введения дуальной системы обучения. Она предполагает совмещение теоретической и практической подготовки: часть недели студент осваивает теорию в колледже, а в остальное время – проходит практику на предприятии. Таким образом, решается вопрос не только трудоустройства выпускников, но и повышения их профессиональных компетенций, ведь часто именно несоответствие полученных знаний реальным требованиям работы становится причиной отказа работодателей. Сейчас этот проект реализуется на уровне федеральной инициативы, новую систему уже применяют в колледжах Москвы и Санкт-Петербурга, Казани, Пермского края, Калужской, Свердловской, Ярославской и других областей.

Добавить комментарий