Первый Неофициальный
- Истории, Мнениe, Статьи дня

Университеты надо осовременить. В топ-100 инновационных вузов Россия не попала

Развитие экономики сегодня очень сильно зависит от человеческого капитала каждой конкретной страны. Ведь современный мир – это «экономика знания». Человек и его интеллектуальный потенциал, образование и квалификация в ней – главные ресурсы.

«Знаниевый» потенциал страны формируется ее системой образования. 3 мая издание Reuters представило рейтинг самых инновационных университетов Европы. На первом месте – Левенский католический университет (Бельгия), на втором – Лондонский имперский колледж, на третьем – Кембриджский университет, четвертое место досталось Техническому университету Мюнхена, а пятое – Федеральной политехнической школе в Лозанне. В топ-100 вошли вузы Ирландии, Испании, Италии, Нидерландов, Швейцарии, Германии, Дании, Австрии, Бельгии, Франции, Великобритании и даже Польши. Но вот российские вузы в него не попали. В этом, к сожалению, нет ничего удивительного. Наше образование дает хорошие фундаментальные знания, особенно по естественнонаучным и точным дисциплинам. Но с развитием инновационного потенциала российское образование имеет очевидные проблемы. С чем связан такой «пробел»?

Во-первых, в России очень плохо развито взаимодействие высших учебных заведений с бизнесом и органами власти. Как правило, дальше амбициозных заявлений дело не идет. В мире мы видим другую ситуацию – успешно развиваются региональные инновационные кластеры. Например, во Франции действует кластер Sophia Antipolis. Это такой мощный инновационный комплекс, начавший формироваться еще в 1960-е годы. Ключевую роль в его создании сыграли руководство департамента Приморские Альпы и муниципальные власти нескольких населенных пунктов. Они обеспечили поддержку научного парка, в котором сегодня работает семь вузов. Самый известный из них, пожалуй, Университет Ниццы.

В России подобные проекты только начинают развиваться. Создание федеральных университетов было направлено именно на подобный результат, но пока об эффективности этого эксперимента говорить рано. Ведь одна из самых главных проблем – чрезмерная замкнутость университетов. «Академичность» российского образования превращает его в «вещь в себе». Выпускникам сложно найти работу на рынке труда, поскольку они не владеют теми навыками, которые реально востребованы в коммерческих компаниях. Причин тому много – и недостаточное финансирование, и устаревшие учебные программы, и отсутствие необходимого оборудования, и малое количество преподавателей молодого возраста, особенно с опытом работы в реальном бизнесе. К сожалению, уровень зарплат в вузах не позволяет привлечь нормальных специалистов из реального сектора – производства, торговли, строительства — к преподавательской деятельности.

Что-то подобное на зарубежные инновационные университетские кластеры только начинает создаваться. Например, это наукоград в Новосибирске, объединяющий несколько местных вузов (Новосибирский государственный технический университет, Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Новосибирский государственный медицинский университет). Не исключено, что рано или поздно на подобный уровень выйдет ДГТУ (Донской государственный технический университет в Ростове-на-Дону), который приобрел статус опорного вуза и включил в себя ряд других региональных вузов технического профиля.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Чтобы подписаться на канал 1neof в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://telegram.me/firstneof с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Добавить комментарий