- Без рубрики

Великий шелковый путь 2.0

Китай предоставит 400 млрд рублей на строительство участков высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Москва-Казань». Китайская железнодорожная корпорация также изъявила желание участвовать в создании ВСМ «Челябинск-Екатеринбург». Обе магистрали вписываются в маршруты «Нового Шелкового пути» — инициированного Китаем проекта, призванного соединить Китай со странами Евразии сетью наземных транспортных и топливных коридоров.

3 июня Банк развития Китая (China Development Bank) подтвердил готовность выдать России кредит на сумму 400 млрд рублей сроком на 20 лет для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали от Москвы до Казани. Кроме того, КНР предоставит более 100 млрд рублей в качестве уставного капитала консорциума, созданного для реализации проекта. В финансировании ВСМ «Москва-Казань» также может принять участие Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIIB)с капиталом $100 млрд, основанный Поднебесной специально для экономического сопровождения проектов «Нового шелкового пути». Активно обсуждается участие китайской стороны в строительстве ВСМ от Челябинска к Екатеринбургу: решение о создании совместной рабочей группы уже принято, а инвестиционное предложения пока находится в разработке.

Магистраль «Москва-Казань» является приоритетным направлением работы РЖД в рамках программы развития высокоскоростных дорог. Компания планирует завершить строительство к 2020 году и впоследствии «дотянуть» эту дорогу до Екатеринбурга и Челябинска. Общая протяженность дороги от Москвы до Казани составит 770 км, а максимальная скорость поездов – до 400 км/ч, что позволит сократить время в пути с 14 до 3,5 часов. Реализация этого проекта обойдется в 1,07 трлн рублей, а сам казанский участок станет частью запланированной ВСМ «Москва-Пекин», который пройдет также через такие города, как Урумчи, Астана, Челябинск, Екатеринбург и Казань. В 2015 году стоимость строительства оценивалась в $242 млрд, и Китай заявлял о готовности покрыть все расходы на реализацию проекта, но это обещание остается не закрепленным документально.

Магистраль «Москва-Пекин» сократит время в пути с 130 до 32 часов и позволит ускорить доставку грузов в Европу. Сегодня именно «северным» маршрутом является приоритетным для наземного экспорта. В прошлом году через территорию Казахстана, России и Белоруссии к Польше и Германии прошло больше 1200 поездов, которые перевезли порядка 47000 грузовых контейнеров.

Сеть транспортной и топливной инфраструктуры в рамках «Нового шелкового пути» включает помимо маршрута «Казахстан-Россия-Европа» два других ключевых направлениях: от Китая к странам Средиземноморья и Персидского залива через Центральную Азию, а также от Китая к Индии Пакистану и другим южноазиатским государствам. КНР уже заключила ряд соглашений о совместном или полном финансировании проектов, находящихся на этих географических векторах.

Крупным реципиентом китайских средств будет Казахстан, участвующий не только в северным, но и центральноазиатском маршруте: чтобы превратить пограничный с Поднебесной Хоргос в грузовой хаб и протянуть железную дорогу до каспийского порта Актау, потребуется около $3,3 млрд инвестиций. В 2 раза больше будет вложено в строительство газопровода от Китая к Туркмении, проходящего Узбекистан, Таджикистан и Киргизию.

Идея создания Нового шелкового пути была озвучена председателем КНР СИ Цзиньпином в 2013 году. Два года спустя китайские эксперты представили дорожную карту проекта, в который планируется вовлечь большинство стран Евразии либо в качестве торговых партнеров, либо в качестве «носителей» инфраструктуры. Безусловно, главным бенефициаром проекта является сам Китай: наземные транспортные сети позволят крупнейшему экспортеру миру разгрузить работающие на пределе порты на востоке страны, через которые пока проходит большая часть грузов. Осуществление проекта «Нового шелкового пути» также простимулирует экономический рост западных провинций. Сейчас «центр тяжести» китайской промышленности смещен в восточную сторону, так как производство выгоднее открывать рядом с каналами экспорта. При этом правительству приходится поддерживать производителей на западе и компенсировать дополнительные издержки на доставку к товара к морю, чего удастся избежать при строительстве наземных путей в Европу. Более того, этот проект позволит Китаю нарастить экспорт своих технологий строительства ВСМ, которые страна уже сейчас позиционирует как национальный бренд.

Сами производители выиграют от сокращения сроков доставки: по морю груз идет около месяца, «Шелковый путь» позволит осуществить доставку в Европу за 13-16 дней. Однако стоимость логистики возрастет в два раза – до $8 000-10 000, что будет рентабельно в основном для крупных игроков с недешевым товаром. Например, компания HP, перевозящая компьютерную технику из Чунцина в Германию, уже пошла на дополнительные траты и начала отправлять товары наземным путем еще в 2011 году.

Добавить комментарий