Институты-регуляторы торговых и финансовых отношений между государствами постепенно становятся неэффективными. Несмотря на декларируемые ВТО или МВФ цели, современная торговля по-прежнему не является достаточно прозрачной и открытой. «Первый Неофициальный» рассказывает о зарождающихся сегодня принципиально новых регуляторах мировой торговли, их экономическом потенциале и перспективах развития.
Свободная конкуренция, диктуемая действующими сегодня на рынке регуляторами, идет на пользу преимущественно развитым странам, в то время как менее весомые в масштабах мировой экономики государства вынуждены терпеть убытки. При этом тотального слома устоявшейся еще с конца 1940-х годов системы не предвидится. Государства пока еще сами не вполне понимают, каким образом следует менять институты и что могло бы прийти на смену ВТО, застой в развитии которой приводит к кризису всей системы мировой торговли.
Влияет на положение дел в мировой экономике и появление новых центров силы в виде стран Азиатско-Тихоокеанского региона в целом и Китая в частности. Рост китайской экономики и амбиций в области глобального управления представляет серьезную угрозу доминированию США.
Эти тенденции приводят к формированию новых контуров мировой торговли в рамках уже существующей системы и созданию региональных торговых мегаблоков: Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП) под эгидой США и инициированного Китаем Экономического Пояса Шелкового Пути (ЭПШП).
Оба проекта имеют колоссальный экономический потенциал. Соглашение о создании Транс-Тихоокеанского партнерства было подписано в феврале 2016 года 12-ю странами АТР: Автралией, Брунеем, Вьетнамом, Канадой, Малайзией, Мексикой, Новой Зеландией, Перу, Сингапуром, США, Чили и Японией. Совокупный ВВП стран-участниц – 28,1 триллиона долларов или около 40% от общего мирового валового продукта. Страны ТТП, реализующие треть всей мировой торговли, создадут суммарный рынок на 800 миллионов потребителей.
В рамках соглашения предусматривается сокращение тарифных и нетарифных ограничений торговли, защита интеллектуальной собственности, а также создание собственного механизма разрешения споров (по аналогии с уже существующим механизмом ВТО). Кроме того, соглашение предполагает снижение 18 000 различных налогов на товары, произведенные в США.
В области защиты прав человека ТТП содержит статьи, касающиеся запрета детского труда, защиту прав рабочих профсоюзами, создание более прозрачной бюрократической системы и борьбы с коррупцией. Страны также возьмут на себя обязательства в сфере охраны окружающей среды: запрет на чрезмерный вылов рыбы, меры по сохранению вымирающих видов животных и запрет нелегального рыболовства и охоты.
Пожалуй, наиболее важной частью соглашения является учреждение механизма разрешения споров между инвесторами и государством. Учитывая то, что большинство стран соглашения являются развивающимися, внедрение таких высоких стандартов должно оказать крайне позитивный эффект на развитие бизнеса внутри государств, что, в свою очередь, поднимет уровень их экономического развития.
Согласно оценкам Всемирного Банка, к 2030 году рост ВВП в рамках соглашения составит от 0,4 до 10% в зависимости от страны. При этом, ожидается, что наибольший рост ВВП будет достигнут в таких небольших странах, как Вьетнам и Малайзия – 10 и 8% соответственно. Убытки государств, не участвующих в соглашении, согласно оценкам, будут сравнительно небольшими: около 0,1% ВВП. Наиболее серьезные из них потерпят страны Азиатского региона.
Многие исследователи придерживаются мнения, что ТТП изначально создавалось с целью исключить Китай из региональной торговли путем внедрения стандартов, которым экономика данной страны не сможет соответствовать. Поэтому неудивительно, что после первых же сообщений о готовящемся объединении китайское руководство заявило о создании проекта «Один пояс и один путь».
Инициатива Китая по созданию нового «Экономического Пояса Шелкового Пути» предполагает создание двух транспортных маршрутов: морского и наземного. Морской путь должен пройти через Китай, Вьетнам, Индонезию, Шри-Ланку, восточную Индию, Кению, Грецию и Италию. Задача наземного пути – соединить Китай, Среднюю Азию и Россию с Европой.
Для реализации проекта планируется строительство дорог, портов, упрощение движения инвестиций и капиталов. В результате время доставки грузов из Москвы в Пекин по наземному маршруту сократится с 5,5 дней до 2. Для финансирования инициативы будут задействованы три крупные инвестиционные организации с общим объемом капитала в $240 млрд.
Одним из важнейших достижений Китая по сплочению стран Азии является учреждение Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), который и выступит основным инвестором нового Шелкового Пути. Его членами сегодня являются 57 государств, а капитал оценивается в $100 млрд. Наибольшее число голосов в банке принадлежит Китаю, России и Индии. Поэтому западные страны опасаются, что АБИИ составит серьезную альтернативу проамериканским институтам – МВФ и ВБ.
Нельзя не отметить и важнейшее соглашение о сопряжении ЭПШП и Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), достигнутое в ноябре 2015 года. В союз входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. В рамках соглашения упрощается передвижение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Например, китайские товары на пути в Европу вместо нескольких таможен должны будут пройти только 2 – из Китая в ЕАЭС и из ЕАЭС в ЕС.
Безусловно, ЭПШП окажет положительное воздействие на экономики всех стран Евразийского региона. Такой амбициозный проект с серьезным финансированием действительно может стать альтернативой продвигаемым США торговым соглашениям.
Но важно учитывать, что на пути реализации как ТТП, так и ЭПШП возникнет масса сложностей. Для ТТП это недоверие небольших развивающихся региональных государств к доллару и боязнь попадания в экономическую зависимость от США. А в случае с китайской инициативой это, например, трудности в согласовании проектов с авторитарными режимами Средней и Малой Азии, политическая обстановка в которых может в любой момент кардинально измениться.
Тем не менее, инициативы действительно крайне амбициозны и перспективны. А с учетом готовящихся сопряжений Транс-Тихоокеанского партнерства с Трансатлантическим проектом США и ЭПШП с ЕАЭС, мы можем говорить о наступающих глобальных изменениях в правилах мировой торговли. Реализация проектов, которые подразумевают не только экономическое, но и политическое партнерство, кардинально изменит всю структуру глобального рынка, а традиционные Бреттон-Вудские институты и ВТО будут по-прежнему терять свою актуальность, уступая место усовершенствованным мега-региональным торговым блокам.