Первый Неофициальный
- Hi-Tech, Статьи дня, Технологии

VR-реальность: дополненная картинка мира

Раннее «Первый Неофициальный» писал о дополненной реальности и ее бизнес-перспективах. На этот раз мы расскажем о виртуальной реальности и о возможностях, которые она дает человечеству в целом и деловому сообществу – в частности.

Напомним, что главное отличие реальности VR (virtual reality) от AR (augmented reality) в том, что для первой компьютеры конструируют абсолютно новый параллельный мир, в то время как вторую просто дополняют элементами интерактива. Объекты виртуальной реальности стараются максимально приблизить по качествам к действительности, так что в VR действуют обычные законы физики.

Человек обладает пятью чувствами: слух, обоняние, зрение, осязание, вкус. Чтобы максимально достоверно погрузить пользователя в альтернативную компьютерную вселенную, необходимо задействовать все пять. На данный момент ученые и разработчики еще не могут создать идеальную замену нашему миру, но с каждым годом подбираются к этому все ближе и ближе.

Природный звук компенсирует многоканальная акустическая система с локализацией источника звука. Тактильные ощущения воссоздаются с помощью устройств из повседневной жизни: контроллеров в виде рулей, пистолетов. Но особое место занимают перчатки виртуальной реальности. Сегодня экзоскелетные перчатки могут передать ощущения от взаимодействия с объектами VR, пользователь даже может различить объекты по материалу. Чем хорошо такое изобретение? Оно применимо в медицине, так как молодые хирурги будут учиться оперировать с помощью перчаток; в военном деле – можно будет обучаться управлению дорогой техникой и разминированию дистанционно.

Но самое активное развитие получили сервисы, работающие с таким органом чувств, как глаза. К основным системам, отвечающим за формирование и вывод изображения, относятся шлемы и очки виртуальной реальности (HMD-дисплеи, head-mounted display), MotionParallax3D-дисплеи и виртуальные ретильные мониторы.

С помощью устройств последнего типа картинка формируется на сетчатке глаза, и юзер видит висящее в воздухе изображение. Параллакс-дисплеи создают оптическую иллюзию объемного объекта путем вывода на экран или несколько экранов VR-проекций, сгенерированных компьютером, исходя из информации о положении глаз пользователя и об изменении этого положения. Для определения координат глаз юзера в пространстве используется либо оптическая, либо ультразвуковая технология. Нередко параллакс-системы задействуют также стереоскопическое зрение человека. Устройства класса MotionParallax3D могут выглядеть как экраны виртуальной реальности размером от трех дюймов (смартфоны) или как VR-комнаты CAVE (Cave Automatic Virtual Environment). CAVE-системы являются, пожалуй, самым совершенным видом сервисов виртуальной реальности. Они представляют собой комнаты с 3D-проекциями на каждой стене.

Однако наиболее распространенный тип VR-устройств – это очки и шлемы. В каждом таком приборе содержатся один или несколько дисплеев, которые выводят картинку для левого и правого глаза отдельно; система отслеживания ориентации устройства в пространстве и система линз для геометрической корректировки изображения. При разработке очков и шлемов основное внимание уделяется широкому углу обзора, точности работы систем отслеживания наклонов и поворотов головы, а также минимализации временного отрезка между определением устройством изменения ситуации и выводом итоговой картинки на монитор пользователя.

Первый прибор, напоминающий по виду и функциям современные шлемы и очки, появился в 1995 году. Прибор VFX-1 активировался через персональный компьютер и стоил 1500 $, что дало ему шанс выйти на широкий потребительский рынок и даже стать частью шутеров вроде Doom. Подобные устройства виртуальной реальности работают в паре со смартфонами и позволяют, как правило, просматривать фильмы и видео в формате 360 градусов, играть в мобильные игры вроде шутеров, хорроров и космических сражений.

Добавить комментарий