Первый Неофициальный
- Вдохновение, Культура, Статьи дня

Вся жизнь – театр. Как сделать его прибыльным предприятием?

В последнее время не умолкает шумиха вокруг театральной среды. Причины разные: перераспределение государственных средств между театрами, выявление «неэффективных театров» и лишение их дотаций из бюджета, в конце концов, скандальное выступление руководителя «Сатирикона» Константина Райкина, в котором он обвинил власть в цензуре и бездействии. Но несмотря ни на что театры или отдельные постановки собирают полные залы, принося доход дирекции и завораживая зрителей. В чем секрет?

Конечно, Большой и Малый театры, МХТ им. А.П. Чехова, театр им. Моссовета и некоторые другие – признанная классика, хранители традиций российской театральной школы. По итогам перераспределения финансов они, скорее всего, окажутся в выигрыше. По расчетам театрального директора Бориса Мездрича, театр получает в среднем 30% необходимых ему доходов (сборы с билетов, аренды залов и т.п.), все остальное – помощь государства или спонсоров. В связи с этим ни в коем случае нельзя рассматривать театр в качестве коммерчески успешного проекта.

Помимо академических и новых театров-студий все больше набирают популярность антрепризные спектакли, в которых участвуют приглашенные актеры и режиссеры. В отличие от обыкновенных у антрепризных театров нет собственного помещения, постоянного репертуара и труппы.

В этом году отмечает свой 20-летний юбилей «Арт-Партнер-XXI» — один из самых успешных антрепризных театров в России. В его спектаклях играют многие известные актеры, для некоторых режиссеров он стал поистине путевкой в жизнь. По словам основателя «Арт-Партнера-XXI» Леонида Робермана, «изюминка» театра – это по-настоящему художественные спектакли и блестящий ансамбль режиссера, актеров, декораторов, осветителей и т.д.

Театр не может претендовать на государственную поддержку. Однако он в этом и не нуждается: спектакли имеют и коммерческий, и зрительский успех. Л. Роберман высказал следующее мнение: «Если зрителю действительно интересно – он и так придет, без помощи государства».

По оценкам экспертов, создание антрепризного спектакля обходится примерно в 30-150 тыс. долл. Чаще всего он окупается за год, а уже после начинает приносить прибыль.

Надо сказать, что сама идея антрепризы отнюдь не новая. Ее история началась еще в средние века (бродячие артисты), а потом получила широкое распространение на рубеже XIX и XX вв. Нынешний «бум» антреприз – скорее возрождение, чем появление нового способа театральной организации.

Антреприза – это отличная возможность жителей небольших населенных пунктов приобщиться к культуре. Как правило, репертуарные театры выезжают на гастроли редко, да и то в крупные города, где уже есть оборудованные театры. А на антрепризу зритель может пойти и в местный Дворец культуры.

Добавить комментарий