- Игроки

Выживание в сети

Еще недавно рынок АЗС России находился под дамокловым мечом новых законопроектов: в конце 2015 года Росстандарт инициировал троекратное увеличение штрафов за контрафактное топливо, а в марте 2016 нефтяные компании предложили переложить непосредственно на АЗС вновь повышенные акцизы на бензин. Ни одна инициатива так и не получила одобрение профильных ведомств, давление рыночной конъюнктуры ощущают и независимые игроки, и автозаправки, входящие в сети вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), но преимущество на стороне последних.

В апреле 2016 Минэкономразвития дало негативную оценку законопроекту Росстандарта по увеличению штрафов за сбыт топлива, не соответствующего техрегламенту: ведомство сочло рост суммы взыскания с 4 до 10-15% годовой выручки компании разорительными для бизнеса и малоэффективным. В этом же месяце Минэкономразвития, Минфин и Минэнерго сочли нецелесообразным предложение нефтяников взимать повышенные с апреля акцизы с автозаправок, а не с нефтеперерабатывающих заводов.

Рост топливных акцизов в этом году проходил в две волны: если в январе «Лукойл» от лица всей отрасли заявил, что цены на бензин не будут повышены, то апрельская «акцизная» прибавка, по мнению экспертов, делает рост цен фактически неизбежным, что крайне негативно скажется на доходах автозаправок. У самих АЗС пространства для «ценового маневра» нет: их жестко контролирует ФАС, которая намерена не допустить резкого повышения розничной стоимости бензина.

В этой ситуации сложнее всего придется независимым операторам, которые заключают контракты на поставку топлива с нефтяными компаниями. По данным «Инфотэк-консалт», в 2015 году доля таких игроков на российском рынке составляла 55-60%, при этом они реализовывали 33% от общего объема бензина. В 2015 году этот сегмент рынка уже пострадал от резко повысившихся ставок по кредитам: тогда президент Российского топливного союза Евгений Аркуша заявил РБК, что в бизнесе останутся те, кто сможет пережить сокращение маржи.

При таком раскладе единичные АЗС проигрывают независимым сетям среднего размера, козырем которых может стать экономия на масштабе. В России они часто организованы по региональному принципу: на рынке Москве и области работают ГК «Трасса» с 53 заправками и компания «Нефтьмагистраль», управляющая 65 АЗС, в Санкт-Петербурге – Neste Oil c 73 АЗС, в Забайкальском крае и Бурятии – «БРК» с 57 АЗС.

В более привилегированном положении находятся крупные автозаправочные сети, которые принадлежат ВИНК с диверсифицированными источниками доходов и возможностью сместить центр прибыли. На такие сети приходится 40-45% топливного рынка, однако они продают 77% бензина в стране. После приобретения «ТНК-ВР» в 2013 году лидером по количеству точек розничной реализации топлива стала «Роснефть», владеющая 2571 АЗС, из которых под брендами ТНК и ВР работают 660 и 101 станция соответственно. На втором месте находится «Лукойл» с 2368 автозаправками на территории РФ. В топ-8 сетей нефтяных корпораций с большим отрывом вошли также «Газпромнефть», оперирующая 1189 АЗС, а также «Башнефть», «Татнефть», «Сургутнефтегаз», «ННК» и Shell.

 

Сеть ВИНК Количество АЗС в РФ
«Роснефть» 2571 (из них ТНК – 660, ВР — 101)
«Лукойл» 2368
«Газпромнефть» 1189
«Башнефть» 576
«Татнефть» 567
«Сургутнефтегаз» 289
«ННК» 276
Shell 160

 

Добавить комментарий