- Статьи дня

Выживут ли региональные торговые сети?

Через пару лет в регионах конкуренция среди торговых сетей станет совсем иной. У «федералов» больше возможностей: быстрое расширение площадей, продажа товара в рамках акции по ценам ниже закупочных, продукты собственной марки, поглощение менее крупных игроков рынка. В связи с этим консолидация рынка почти неизбежна.

В конце апреля в Министерство экономического развития поступило письмо от Союза независимых сетей (СНСР) с инициативой запрета реализации товара в розничных сетях по заниженным ценам. Организация предлагала внести изменения и дополнения в закон о торговле перед вторым чтением. СНСР объясняли, что экспансия в регионы крупнейших игроков рынка в связи с кризисом сильно усилилась. «Демпинг, продажа товаров по ценам ниже закупочных за счет использования кросс-субсидирования при реализации товаров непродовольственной группы и эффекта масштаба бизнеса», — отмечается в письме СНСР. Представители региональных сетей считают, что такая политика демпинга, которую проводят «федералы», направлена на уничтожение региональных представителей, чтобы в дальнейшем иметь возможность навязывать производителям собственные закупочные условия. По данным экспертов, почти половина товаров в категориях бытовой химии, бакалеи, пива и молочной продукции реализуется по заниженным ценам.

В Минэкономразвития с этим не согласны и добавляют, что юридически этот вопрос уже решен: никто не может запретить собственнику товара что-либо делать с ним. Более того, промоакции носят временный характер и проводятся не только сетью, но и поставщиком. Иногда производитель хочет избавиться, например, от сезонного товара, чтобы перестать платить за его хранение. Соответственно потребители только выигрывают — у них появляется возможность купить товар по лучшей цене.

Много вопросов у небольших региональных игроков и к Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которой тоже было направлено письмо от СНСР. В ФАС, в свою очередь, считают, что при расследовании такого рода дел важно тщательно разбираться во всех деталях. Промоакции нередко позволяют потребителям получать дополнительную выгоду, а производителям и торговым сетям контролировать объемы производства.

Раньше локальные сети имели конкурентное преимущество перед федеральными сетями (ассортимент с преобладанием местных производителей, привычных потребителю), но сегодня такие магазины как, например, «Пятерочка» и «Магнит» локализуют свой ассортимент с большой скоростью.

Михаил Бурмистров из ИА «Инфолайн-Аналитика» на конференции в рамках Russian Retail Week 2016 рассказал, что более 90% новых магазинов в России открыли 15 крупнейших компаний, что говорит о концентрации рынка. На долю «Магнита» и X5 Retail Group пришлось более половины всего ввода новых торговых площадей во всем российском ритейле.

Выживать малому бизнесу в России нелегко. Когда в регионе появляется «федерал», то конкурировать с ним почти невозможно. В 2015 году Х5 купила несколько региональных сетей, среди них такие, как «СосеДДушка» (95 магазинов) и «Росинка» (104 магазина). Владельцы понимают, что выгоднее продать, чем ввязываться в борьбу с такими акулами.

 

Добавить комментарий