- Hi-Tech, Статьи дня, Технологии

Загадочная CRM-система: как понять, что пришло время внедрять технологию в вашей компании

Еще десять лет назад CRM-системы считались роскошью и были доступны только крупным корпорациям, которые, объективно, в подобных системах нуждались. Теперь же под влиянием моды или в попытке поймать правильный бизнес-тренд такое ПО заказывают себе даже микро компании, штат которых насчитывает несколько человек. Давайте попробуем разобраться, в чем истинная польза CRM-системы и кому она нужна.

CRM-система как таковая представляет из себя механизм учета, контроля и управления отношениями бизнеса с клиентами, а также деловыми взаимодействиями сотрудников внутри компании, если их деятельность напрямую пересекается. Теоретически, даже табличка в Эксель со списком клиентов, их номерами телефонов и комментариями к ним может является CRM, однако мы ведем речь о специализированном ПО, которое разрабатывают профессионалы, зачастую, эксклюзивно для определенной компании, и которое стоит не одну тысячу долларов.

Можно сказать, что CRM-системы необходимы любому бизнесу, ведь цель бизнеса – создать качественный продукт и продать его клиенту, желательно, не один раз. А где есть клиент – там должна быть система контроля и учета, соответственно, нужна CRM.

Однако, давайте вспомним ту самую компанию с небольшим штатом сотрудников. Если в ней всего пара специалистов по продажам, и каждый из них работает по своему продукту и по своей клиентской базе, зачем разрабатывать для них специальную систему взаимодействия? Для учета клиентских отношений вполне подойдет Exсel-таблица, аккуратно составленная и грамотно заполненная. При необходимости, можно использовать облачный сервис, тогда и директору будет удобно контролировать работу своих сотрудников. В этом случае не нужно тратить деньги на специальное ПО и занимать время специалистов. Ведь на то, чтобы освоить новую систему, порой, одного часа мало (а иногда – и одного дня), к тому же, когда бизнес-процессы предельно просты, многофункциональность CRM-системы также может выйти боком и стать тем еще похитителем рабочего времени.

Совсем иная ситуация с корпорациями, насчитывающими тысячи сотрудников, и разветвленной сетью филиалов в разных городах. Таким компаниям CRM, безусловно, необходима, причем ПО должно быть создано с учетом особенностей компании, всех нюансов ее бизнеса.

Главный вопрос: в какой момент компания «вырастает» достаточно, чтобы озаботиться приобретением личного CRM-ПО? Чтобы понять, когда наступит «пора», нужно оценить несколько ключевых аспектов.

Во-первых, объем данных о клиенте. Иногда для эффективного ведения бизнеса недостаточно просто занести фамилию и телефон клиента в список. Нужно также отслеживать частоту покупок с его стороны, средний чек, лояльность и т. д. В общем, чем больше статистики для анализа – тем эффективнее использование специальной CRM.

Во-вторых, степень взаимодействия сотрудников. В фирме может работать не так много человек, но, если сразу несколько из них работают по одному клиенту, выполняя каждый свою функцию, и результат зависит от совместных усилий – организация взаимодействия и контроль просто необходимы, а значит, необходима и общая CRM.

В-третьих, число клиентов. В какой-то момент количество клиентов компании возрастает настолько, что общаться с каждым лично и отсылать сообщения вручную становится неэффективно. CRM дает возможность организовать взаимодействие с тысячами клиентов, и ни один из них не пропадет, даже если менеджер, работавший с ним, уволится из компании.

Мы рассмотрели только самые основные факторы, влияющие на выбор CRM. Разумеется, на практике их гораздо больше, и многое в этом вопросе зависит от специфики бизнеса. В конечном счете, последнее слово за предпринимателем, а мы лишь можем попытаться помочь ему и уберечь от наиболее распространенных ошибок.

Добавить комментарий